Организация и методика исследования

Страница 1

С целью изучения особенностей развития импрессивной речи детей в возрасте 9-13 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости нами был проведен констатирующий эксперимент.

При изучении особенностей импрессивной речи у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью мы исходили из общих закономерностей развития импрессивной речи у детей с сохранным интеллектом.

В экспериментальном изучении предусматривалось соответствие заданий возрастным интересам и познавательным возможностям детей.

Экспериментом было охвачено 20 воспитанников Шумковского детского дома-интерната Березовского района г. Красноярска. Экспериментальную группу составили 10 воспитанников в возрасте 9 – 13 лет. Состав экспериментальной группы 60% мальчиков и 40% девочек. Анализ медицинской документации выявил следующее: 40% детей имеют умеренную степень умственной отсталости, а 60% - тяжелую степень умственной отсталости.

Нарушения зрения были выявлены у 30% детей. Выраженные ограничения в подвижности у 30% детей. У 20% детей поставлен диагноз синдром Дауна, синдром «Маугли» у 10% детей. 20% детей с гидроцифалией, 10%- микроцифалия.

По результатам наблюдения за детьми в свободной деятельности, изучения педагогической документации и бесед с сотрудниками дома – интерната выяснено, что грубые нарушения поведения имеют 20% детей (агрессивные, неадекватные). Остальные дети имеют четкую индивидуальность, потребность в общении. Навыки самообслуживания в достаточной мере сформированы у 70% детей, 30% нуждаются в помощи воспитателя (умывание, одевании и раздевании, обувании, застегивание пуговиц и обуви и тд.).

Полное логопедическое обследования проводилось общепринятыми в логопедии методами. По результатам логопедического обследования выявлено, что зачатки общеупотребительной речи наблюдается у 20% детей, общеупотребительная речь с элементами недоразвития – у 20%, 60% детей являются «безречевыми». 10% имеют клинический диагноз – сенсорная алалия, 90% - дизартрия.

Для сравнительного анализа в эксперимент была включена контрольная группа детей, которую составили 10 сверстников. Состав контрольной группы 40% мальчиков и 60% девочек. Анализ медицинской документации выявил следующее: 50% детей имеют умеренную степень умственной отсталости, а 50% - тяжелую степени умственной отсталости.

Нарушения зрения были выявлены у 40% детей. Выраженные ограничения в подвижности у 20% детей. У 20% детей поставлен диагноз синдром Дауна. 10% детей с гидроцифалией, 10%- микроцифалия.

По результатам наблюдения за детьми в свободной деятельности, изучении педагогической документации и бесед с сотрудниками дома – интерната выяснено, что грубые нарушения поведения имеют 10% детей (агрессивные, неадекватные). Остальные дети имеют четкую индивидуальность, потребность в общении. Навыки самообслуживания в достаточной мере сформированы у 80% детей, 20% нуждаются в помощи воспитателя (умывание, одевании и раздевании, обувании, застегивание пуговиц и обуви и тд.).

Полное логопедическое обследования проводилось общепринятыми в логопедии методами. По результатам логопедического обследования выявлено, что зачатки общеупотребительной речи наблюдается у 40% детей, 60% детей являются «безречевыми». 100% имеют клинический диагноз – дизартрию.

У детей владеющих речью, в контрольной и экспериментальной группах, выявлено что, лексическая недостаточность проявлялась в бедности и недифференцированности словарного запаса. Отмечалось малое разнообразие в речи прилагательных и наречий; имели место неправильное употребление слов по значению, незнание многих слов, отсутствовали обобщающие понятия, наблюдались многократные ошибки при употреблении пространственных и временных представлений. Дети не использовали синонимы, антонимы. Морфологические нарушения проявлялись в нарушениях словоизменения и словообразования. Отмечались структурные и семантические аграмматизмы. Дети затруднялись в понимании и оформлении речевых конструкций. Выявлялись значительные трудности при построении связного высказывания.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте
С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие в большей степени, чем раньше, зависит от посторонних людей и от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего мира, рамки которого теперь для него значительно расширяются. Большей ч ...

Формы, методы и приемы работы с аутентичными текстами лингвострановедческого характера на уроках английского языка в 8-9 классах средней школы
лингвострановедческий аутентичный общение обучение Рассматривая методику работы с аутентичными текстами, нельзя не отметить ее тесную связь с коммуникативным методом обучения иноязычному обучению. Два этих понятия вошли в дидактику преподавания иностранного языка одновременно, т.е. главным направле ...

Домашнее задание как одна из форм самостоятельной деятельности
Острая необходимость в организации самостоятельной физической деятельности продиктованы тем, что в современной украинской школе у школьников наблюдаются признаки малого по объёму двигательного режима. Причиной которого является недостаточное количество уроков физической культуры, большая наполняемо ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru