Организация и методика исследования

Страница 1

С целью изучения особенностей развития импрессивной речи детей в возрасте 9-13 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости нами был проведен констатирующий эксперимент.

При изучении особенностей импрессивной речи у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью мы исходили из общих закономерностей развития импрессивной речи у детей с сохранным интеллектом.

В экспериментальном изучении предусматривалось соответствие заданий возрастным интересам и познавательным возможностям детей.

Экспериментом было охвачено 20 воспитанников Шумковского детского дома-интерната Березовского района г. Красноярска. Экспериментальную группу составили 10 воспитанников в возрасте 9 – 13 лет. Состав экспериментальной группы 60% мальчиков и 40% девочек. Анализ медицинской документации выявил следующее: 40% детей имеют умеренную степень умственной отсталости, а 60% - тяжелую степень умственной отсталости.

Нарушения зрения были выявлены у 30% детей. Выраженные ограничения в подвижности у 30% детей. У 20% детей поставлен диагноз синдром Дауна, синдром «Маугли» у 10% детей. 20% детей с гидроцифалией, 10%- микроцифалия.

По результатам наблюдения за детьми в свободной деятельности, изучения педагогической документации и бесед с сотрудниками дома – интерната выяснено, что грубые нарушения поведения имеют 20% детей (агрессивные, неадекватные). Остальные дети имеют четкую индивидуальность, потребность в общении. Навыки самообслуживания в достаточной мере сформированы у 70% детей, 30% нуждаются в помощи воспитателя (умывание, одевании и раздевании, обувании, застегивание пуговиц и обуви и тд.).

Полное логопедическое обследования проводилось общепринятыми в логопедии методами. По результатам логопедического обследования выявлено, что зачатки общеупотребительной речи наблюдается у 20% детей, общеупотребительная речь с элементами недоразвития – у 20%, 60% детей являются «безречевыми». 10% имеют клинический диагноз – сенсорная алалия, 90% - дизартрия.

Для сравнительного анализа в эксперимент была включена контрольная группа детей, которую составили 10 сверстников. Состав контрольной группы 40% мальчиков и 60% девочек. Анализ медицинской документации выявил следующее: 50% детей имеют умеренную степень умственной отсталости, а 50% - тяжелую степени умственной отсталости.

Нарушения зрения были выявлены у 40% детей. Выраженные ограничения в подвижности у 20% детей. У 20% детей поставлен диагноз синдром Дауна. 10% детей с гидроцифалией, 10%- микроцифалия.

По результатам наблюдения за детьми в свободной деятельности, изучении педагогической документации и бесед с сотрудниками дома – интерната выяснено, что грубые нарушения поведения имеют 10% детей (агрессивные, неадекватные). Остальные дети имеют четкую индивидуальность, потребность в общении. Навыки самообслуживания в достаточной мере сформированы у 80% детей, 20% нуждаются в помощи воспитателя (умывание, одевании и раздевании, обувании, застегивание пуговиц и обуви и тд.).

Полное логопедическое обследования проводилось общепринятыми в логопедии методами. По результатам логопедического обследования выявлено, что зачатки общеупотребительной речи наблюдается у 40% детей, 60% детей являются «безречевыми». 100% имеют клинический диагноз – дизартрию.

У детей владеющих речью, в контрольной и экспериментальной группах, выявлено что, лексическая недостаточность проявлялась в бедности и недифференцированности словарного запаса. Отмечалось малое разнообразие в речи прилагательных и наречий; имели место неправильное употребление слов по значению, незнание многих слов, отсутствовали обобщающие понятия, наблюдались многократные ошибки при употреблении пространственных и временных представлений. Дети не использовали синонимы, антонимы. Морфологические нарушения проявлялись в нарушениях словоизменения и словообразования. Отмечались структурные и семантические аграмматизмы. Дети затруднялись в понимании и оформлении речевых конструкций. Выявлялись значительные трудности при построении связного высказывания.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Опыт организации образовательной среды в ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602
ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602 расположен внутри жилого комплекса и находится в благоприятном социально – культурном окружении. В квартале расположены: средняя общеобразовательная школа №1116, имеются социальные учреждения (магазины, аптека). Основным предметом деятельности ДОУ являет ...

Становление образовательного идеала общественно-педагогической мысли России в первой половине XIX века
Реформирование национальной образовательной системы протекало в условиях неограниченной самодержавной власти, Усиление крепостнического гнета, гонение на проявление свободомыслия, что вызывало критику и недовольство всех слоев общества. В этой связи в общественно-политической жизни общества усилива ...

Проявление творческих умений учителя в играх
Взаимодействие учителя и учеников во время игр требу­ет умений особого рода: создавать общий фон для проявления творчества устанавли­вать психологический контакт, рефлексия творческой индивидуальности и индивидуализации, стимулирование нерегламентированного общения, выстраивать гармонич­ные межличн ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru