Реформа профильного обучения

Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Эта система профильного обучения должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные [14].

Базовые общеобразовательные предметы обязательны для всех учащихся во всех профилях обучения. Предполагаются следующие обязательные общеобразовательные предметы: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, интегрированные курсы естествознания, обществоведения.

Профильные общеобразовательные предметы – это предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Содержание учебных предметов составляет федеральный комитет государственного стандарта общего образования.

Достижение выпускниками уровня требований государственного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют две функции: одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандарте уровне, другие служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.

Предлагаемая система не ограничивает общеобразовательное учреждение в организации того или иного профиля обучения, а школьника – в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов. Существует несколько моделей организации профильного обучения.

1. Модель внутришкольной профилизации. Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным и многопрофильным. Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но, благодаря значительному увеличению элективных курсов, представляет школьникам возможность в полной мере осуществить свои индивидуальные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2. Модель сетевой организации. Профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется на основе целенаправленного и организованного привлечения образовательных курсов иных образовательных учреждений.

Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору. Основная их функция – профориентационная. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоение «поля возможностей и ответственности» [13].

Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:

вариативность и личностную вариацию образовательного компонента;

практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов;

завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров [14].

Разработана система переподготовки и повышения квалификации учителей для работы в условиях профильного обучения, но при этом принципиально важно привлечь в школы преподавателей из других образовательных учреждений (профессионального и дополнительного образования) [19].

Новости образования:

Социально-политические предпосылки проблемы формирования культуры межнационального общения
В современной России в пределах одного населенного пункта проживают люди разных национальностей. Социальные и политические условия жизни таковы, что бедное сословие россиян винит во всех своих бедах богатых инородцев. Террористические акции, совершаемые на территории России представителями исламски ...

Опытно - экспериментальная работа по использованию игровых технологий на уроках в начальном звене школы
После изучения научной и методической литературы по нашей теме, мы проведем эксперимент и узнаем, способствует ли использование дидактических игр на уроках в начальном звене школы повышению интереса к учебе школьников. Опытно-экспериментальной базой исследования стала МОУ СОШ №7 города Костромы. Шк ...

Неэксперементальные методы
Наблюдение – один из наиболее часто используемых методов изучения мотивации учения. Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Цель наблюдения конкретизируется также регистрируемыми учителем показателями мотивации учения. В качестве таких показателей могут выступать, на ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru