Исследование речевого творчества у детей среднего дошкольного возраста

Страница 1

Для проведения эксперимента были взяты 2 группы детей: контрольная - 10 детей и экспериментальная - 10 детей в возрасте 4-5 лет, регулярно посещающих детский сад. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.

Цель

: исследовать динамику развития речевого творчества у детей среднего дошкольного возраста посредством музыкальных произведений, направленных на активизирование фантазии, сочинительства и воображения.

Задачи

: - выявление типов решения творческих задач у детей среднего дошкольного возраста;

- определение уровня и оценки продуктивного воображения у детей среднего дошкольного возраста.

В констатирующем эксперименте были использованы следующие методики:

1. Методика «Дорисовывание фигур» (модификация методики Е.П. Торренса, предложенная О.М. Дьяченко) - для выявления типов решения творческих задач.

2. Методика «Три слова» для оценки воссоздающего и творческого воображения, разработанной Л.Ю. Субботиной.

3. Методика «Придумай свою сказку», разработанной Г.Д. Кирилловой, для выявления продуктивного воображения.

4. Методика «Как развита фантазия вашего ребенка», разработанной Л.Ю. Субботиной.

1. Методика «Дорисовывание фигур»

(модификация методики Е.П. Торренса) - для выявления типов решения творческих задач.

Данная методика позволяет проследить динамику развития продуктивного воображения у детей среднего дошкольного возраста. Анализ результатов данного эксперимента так же позволяет выявить типы решения творческих задач в зависимости от типа использования элемента действительности для построения нового образа.

Проведение исследования:

Исследование проводится индивидуально с детьми 4 — 5 лет. Ребенку предлагается последовательно 10 карточек (приложение 1), на каждой из которых нарисована неопределенная фигура. Ребенка просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

Обработка данных:

В результате количественного и качественного анализа выявляются следующие типы решения творческих задач:

0 тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задач на построение образа с использованием заданного элемента. В данном случае ребенок не владеет средствами продуктивного воображения, направляющими его на решение поставленной задачи.

I тип. Тип «отдельные объекты». При этом типе решения ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного предмета, но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

II тип. Тип «объекты с деталями». При этом типе решении также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

III тип. Тип «сюжеты». При Ш типе решения ребенок не только изображает отдельный объект, но и включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет.

IV тип. Тип «включение». При этом типе заданная фигура используется качественно по-новому. Если в I-IV типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ребенок, то в данном случае фигура включается как один из второстепенных элементов воплощаемого ребенком образа воображения. Использование такого образа направляет ребенка на дифференцированное и индивидуализированное решение задачи.

2. Методика «Три слова»

для оценки воссоздающего и творческого воображения, разработанная Л.Ю. Субботиной.

Проведение исследования:

Детям предлагается три слова с предложением как можно скорее назвать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли связный рассказ.

Слова для работы:

Дворец бабушка клоун

разбойник зеркало щенок

торт озеро кровать

Обработка результатов:

Чем больше фраз предложит ребенок, тем в большей степени развито у него воображение. Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с предлагаемыми критериями.

5 баллов - остроумная, оригинальная фраза.

4 балла - правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Этапы работы над задачей
Процесс решения задачи - это переход от условия задачи к ответу на ее вопрос. Первые представления о процессе решения задач создаются у учащихся в первом классе. Ко второму классу они уже знают, что решение любой арифметической задачи состоит из следующих этапов работы: 1. Усвоение содержания текст ...

Анализ учебников географии
Учебник относится к вербально-информационным средствам обучения. Он не только обеспечивает усвоение знаний, но и организует самостоятельную учебную деятельность школьников. Учебники нового поколения формируют географическую культуру учащихся, которая включает географические знания и умения, географ ...

Активные методы обучения и их реализация на средней ступени
Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом п ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru