История образования и развития научных школ и научных направлений в системе высшего физико-математического образования на Ставрополье с 1960 г. до начала 90-х годов

Педагогические практики » История образования и развития научных школ и научных направлений в системе высшего физико-математического образования на Ставрополье с 1960 г. до начала 90-х годов

Понятие «научная школа» является очень распространенным и может применяться в широком значении.

Под «научной школой» следует понимать различные объекты, созданные с целью научных исследований, выражающие особенности той или иной страны, региона, города, научно-исследовательского института. Традиция трактовать под этим словосочетанием разные феномены сложилась давно. Таким образом, явление «научной школы» требует многостороннего системного анализа. Внесем некоторую ясность в это понятие и попытаемся разобраться в основных версиях его употребления.

В качестве основополагающей дефиниции мы полагаем избрать следующую: научный коллектив неформально взаимодействующих ученых раз личных поколений, объединенных вокруг научного лидера единством подходов к решению проблемы, стилем работы и оригинальностью методов, поддерживающих его основные идеи и реализующих единую, обычно новаторскую, исследовательскую программу. Основой научной школы является самоорганизация, сплочение высоко мотивированных единомышленников, объединяющих в себе зрелых и начинающих исследователей1.

«Научные школы создают условия для наиболее яркого проявления коллективной формы творчества под непосредственным руководством видного ученого - генератора новых идей и хранителя научных традиций, являющегося одновременно и талантливым учителем. Процесс научного поиска воспитывает учеников и способствует их становлению как ученых.

Ученый-лидер должен сочетать в себе талант, педагогическое мастерство, любовь к науке, крупные научные результаты, целеустремленность, научную принципиальность, широту научных знаний и интересов, высокую культуру, личный авторитет, доброжелательность, энтузиазм, умение направлять работу, поддерживать инициативу, самостоятельность, смелость и др.

Огромное значение в работе руководителя имеет умение отбирать творческих людей, «открывать» их способности. Необходимо качественно оценить творческие способности исследователей на первом этапе научной работы. Руководитель должен создать условия, при которых талант мог бы быстро раскрыться. Главное условие формирования творческой личности - научное общение с учителем на лекциях, семинарах, в лаборатории является не-отъемлемым и интенсивным фактором воспитательного процесса. Личные контакты, общение с руководителем, живой обмен мнениями, научные дискуссии, особая научная атмосфера служат основой для формирования стиля работы и мышления молодого исследователя. «Не менее важно общение и для самого учителя, для процесса творчества вообще, для получения творческих результатов, для создания и осмысления нового знания. Ученики не позволяют учителям отставать или отрицать новое, что рождается в науке, заставляют быть в курсе новостей науки, поднимают производительность научной работы в лаборатории»3.

Совместная исследовательская работа лидеров науки с одаренными учеными нового поколения способствует не только передаче профессионализма, но и приводит к высоким результатам в поисковой деятельности. Содружество ученых-единомышленников определяется выработкой определенного метода и стиля исследований, что является отличительной особенностью одной школы от другой. Исследователи, принявшие научную идеологию школы, но не связанные непосредственно с научным лидером, могут принадлежать к этой школе. Обратное утверждение неверно, исследователи, не унаследовавшие от своих прямых учителей их концепций, считаются лишь формальными представителями их школ.

Научные школы концентрируют творческую энергию ученых- лидеров в процессе научного поиска, позволяют генерировать научную продукцию, идеи и открытия, воспроизводя последующие поколения исследователей.

Основные функции научной школы - образовательная, исследовательская и инновационная.

Научная школа имеет ряд характерных признаков: наличие лидера - генератора идей, известного ученого; наличие у лидера оригинальной новаторской научной программы; наличие учеников (более 10); выбор единой концептуальной точки зрения на избранную проблему и наличие методик для ее реализации; творческая, доброжелательная атмосфера в коллективе; поощрение инициативы и самостоятельности решения; высокая оценка научных результатов, полученных школой; авторитет школы; особая научная атмосфера. Выделенные признаки не являются характерными для всех этапов развития научных школ, они лишь необходимы, но недостаточны для возникновения научных школ.

Существует четыре типа научных школ:

научно-образовательная школа - объединенный вокруг известного ученого небольшой коллектив (аспиранты, студенты), где научные исследования совмещаются с обучением, реализуя научно-образовательную функцию;

исследовательская школа - небольшой коллектив ученых разных поколений, разрабатывающих оригинальную научную программу, сплоченный вокруг лидера;

школа-направление - множество ученых из разных исследовательских коллективов, исследующих общую научную идею сходными методами;

национальная школа - национальное своеобразие некоторой научной дисциплины или научного направления, образованных в результате интеграции вкладов отдельных научных школ разного типа.

Первые два типа школ представляют собой научные объединения, немыслимые без непосредственного контакта лидера школы с ее учениками.

Членов научно-образовательной школы объединяет общая интеллектуальная платформа, которая является стартовой площадкой для возникновения многих исследовательских программ, с единым предметно логическим объединением всех членов школы.

В реальной жизни даже одна и та же школа в процессе развития может представлять собой разные типы, проходить разные промежуточные состояния. Вследствие тотального изменения условий функционирования происходит и эволюция самого феномена научной школы.

Школы становятся предметом историографии в естественных науках со второй половины XIX в., когда возрастающие масштабы экспериментов потребовали кооперативного труда группы ученых. Из формы «малой науки» к середине XX века направления постепенно превращались в «большую науку», пережив три эволюционных периода развития4.

I период (до 1930-х гг.) - «малая наука», этап «классических» научных школ: наука локализована в университетах, университетских лабораториях, школа образуется вокруг учителя-лидера5 в основном на время учебы. Основная функция классической школы - научно-образовательная и исследовательская, т. е. обучать кадры для науки и вести исследования.

II период (1930-1950) - переход от «малой науки» к «большой науке», становление дисциплинарных школ: наука постепенно уходит в НИИ (на Западе частично, у нас фактически полностью). В период с 1920 по 1930 гг. происходит процесс создания научно-исследовательских институтов, что создавало массу рабочих мест. Происходит активное формирование кадров из ведущих специалистов вузов, совмещавших работу в вузах с исследовательской работой в НИИ. Вследствие практически неограниченного количества свободных рабочих мест, у лидеров появляется возможность принять в штат НИИ своих лучших учеников6. Принципиальная новизна этого периода заключалась в благотворной институционализации неформально создаваемых школ.

III период (с 1960-х гг.) - «большая наука», этап институционализированных научных школ, в основном переместившихся в НИИ. В этот период происходит нарушение естественного процесса развития школы из-за введения запрета совместительства работы в вузе. Утрачивается новационная функция, которая должна заменяться дочерними образованиями с новой проблематикой уже через 2-3 поколения исследователей. Таким образом, научные школы, утратив две основные функции из трех (образовательную и новационную), постепенно перерождаются в гипертрофированные застывшие школы, что стало типичным феноменом советской науки 1970-1980 гг.

Всякая школа вне зависимости от типа и вида имеет свой жизненный цикл. Подобно живому организму при благоприятном развитии она переживает рождение, детство, юность, зрелость, старение и смерть. Жизнь школы не является вечным процессом, конец неизбежен. Рождение школы происходит с возникновением научной проблемы, которую заметил лидер - основатель школы. «Детство» требует много внимания со стороны лидера, его умения увлечь учеников проблемой, «юность» начинает приносить плоды, на этом этапе необходимы материальные средства обеспечения - научные лаборатории, приборы, техника для проведения научных исследований, рабочие места, конференции, электронные сети и т. д.

«Зрелость» - активная работа, к этому времени научная программа уже выработана, профессиональные и социальные роли уже определены, внутреннее напряжение стимулирует совместные решения. Однако как бы продуктивно не протекала научная работа школы, ее итоги невозможно предсказать. Появится ли новое направление, или новая концепция, вызовет ли проблема школы интерес у других ученых, потеряв свою эксклюзивность, в любом случае это приведет к успеху.

После этапа зрелости идет старение. Процесс старения неизбежен, так как любая проблема когда-то исчерпывает свой ресурс. Возможность продолжения исследований над вторичными задачами, конечно же, останется, но новационная функция школы без движения радикально новых идей на этом затухнет. Помимо этого может быть исчерпан социальный ресурс. Без притока молодых ученых, свежих сил и идей школа теряет свою образовательную функцию. Оптимальным выходом из этой ситуации служит формирование дочерних школ во главе с бывшими учеными материнской школы.

Каждая научная школа, как эффективная форма производства нового научного знания, после прохождения всех этапов своего развития прекращает свое существование, внося определенный вклад в развитие науки.

Основной задачей любой формы самоорганизации в современном мире является стимулирование процесса порождения нового знания при оптимальном использовании профессионального потенциала опытных ученых, специально подготовленных к данной проблематике. Вследствие быстрого изменения направлений исследований в современной науке, возникновения все новых и новых проблем, при которых прежние теряют свою актуальность, для ученого исследователя очень важную роль играет способность и возможность переключения на новую проблематику - его мобильность, что не всегда бывает совместимым в одной личности. Так нарастание опыта подрывает мобильность, а повышение мобильности мешает накоплению опыта.

Национальными приоритетами России является отказ от мобильности и предпочтение опытности, Америка напротив выбрала мобильность, теряя при этом опытность.

В России период научного строительства, создание обширной системы научно-исследовательских учреждений прошли в очень короткие сроки в 1920-1930 гг. Недостаток кадров пополнялся учениками крупных ученых, которые совмещали работу в вузах с руководством исследовательскими подразделениями, в результате чего формально организационные структуры оказались прочно соединены с такой эффективной структурой самоорганизации как школа7.

В этот период лидерам научных школ были предоставлены невиданные административные возможности и огромная финансовая поддержка, что оказало положительное влияние на развитие научных школ, и исследований, проводимых в них. Уверенность руководителей школ в том, что он готовит своих будущих сотрудников, повышала его заинтересованность в обучении молодежи и возрастании ее профессионального уровня.

В связи с эффективным функционированием научных коллективов, в основном молодых научных школ, происходило резкое увеличение людей, получавших высшее образование, что явилось огромным успехом советской науки этого и следующего периодов. Такое положение вещей способствовало продуктивному развитию научных школ, максимально привязывая молодых учеников к руководителю и его тематике. Опытность представителей школы давала преимущества, помогала стимулировать производство нового научного знания. Со временем проблема старела, на смену опытности требовалась мобильность, но в неизменных организационных структурах мобильность нереальна, и бывшая блистательная школа, занявшая целый отдел или даже институт, превращалась в тормоз, так как для новых проблем нужны уже новые люди и новые научные учреждения.

На западе в вопросах структуры научного сообщества или научного знания, не принято использовать понятие научной школы ни в официальных документах, ни в научно-исследовательских материалах. Понятие научной школы присуще историко-научным исследованиям, ретроспективно рассматривающим идеи или человеческие взаимоотношения ученых в более или менее давних, завершенных эпизодах истории науки.

В 1960-х гг. возник интерес со стороны американских исследователей науки Д. Прайса и Д. Крейна к кооперации научного труда и формам самоорганизации исследователей. Однако под видом инициативного неформального объединения ученых второй половины XX в. был обозначен незримый колледж. «Незримый колледж» - коммуникационное образование, которое основано на избирательных связях ученых, создающих тем самым некое мини-сообщество. Это сообщество состоит из исследователей, которые, работая в различных местах, объединены проблематикой своих исследований сходными методиками, могут обмениваться препринтами и репринтами, присутствовать вместе на научных конференциях и встречах.

По мнению Прайса, «невидимые колледжи» являются более эффективными по сравнению с научными школами, так как не заключают в себе тенденции к инертности. В этой организации присутствует несколько лидеров, что позволяет оперативно реагировать на изменение идей и методов в науке9. Д. Крейн придавала большую роль исследовательским коллективам, объединенным вокруг влиятельных учителей, назвав их солидарными группами. Главным отличием от школы является критическое принятие учениками идейной системы лидера. Такие взгляды на современную науку были в 60-х.

В зарубежных публикациях 1970-1990-х гг. понятие научной школы полностью отсутствует: при характеристике деятельности ученых используются термины: лаборатория, солидарные группы и невидимые колледжи11.

В современном понимании термин «научная школа» уступает место новому понятию «научное сообщество или невидимый колледж (содружество)». Существенным отличием нового понятия является выход научной проблемы за пределы института, и даже страны. В современных условиях существования и развития науки это происходит на мировом уровне, по средствам массовой глобальной сети Интернет. Проходят систематические конференции, научные симпозиумы, где собираются крупные деятели науки разных стран. Ученые из других стран, объединенные одной научной проблемой, со схожими методами и подходами к решению задачи проводят совместные исследования, делятся опытом, полученными результатами12.

В настоящее время «в мировой науке» действует около пяти тысяч естественнонаучных школ, охватывающих все направления научного поиска. Однако основной функцией любой школы является особая, высоко мотивированная подготовка научной молодежи, которая должна продолжить традиции школы, а также неформальное научное общение и подлинную коллективность исследований. Адекватная оценка научной школы показывает все плюсы и минусы такого сообщества, а исторический анализ данного понятия выявляет не единственность социального механизма функционирования современной науки.

Научные школы являются дополнительным механизмом функционирования современной науки, они не могут собой заменить или возродить всю науку. Научные школы - одна из форм развития науки, которая нуждается в постоянных притоках молодых учеников, дополнительном финансировании, внешней поддержке и т. д.

Для современного общества XXI века организация всей науки в виде научных школ нереальна. Но нельзя и полностью исключить дух коллективных исследований и заинтересованной работы с молодежью. Присущие живым современным школам, они, безусловно, эффективны и заслуживают поддержки. Однако следует внести ясность в вопрос о том, что именно следует поддерживать.

Среди разнообразных структур научных школ принято выделять два варианта его понимания: «школа-гордость» связана с историей науки; «школа-надежда» связана с текущей организацией научной деятельности. Первые школы-гордости являются лишь объектом изучения историков науки, а вторые школы-надежды ведут активные исследования и вводят в науку молодые поколения.

Известно, что непременным атрибутом любой научной школы является наличие лидера и трех поколений ученых: учитель, ученики, ученики учеников. В «школе-гордости» лидером обычно является авторитетный ученый -академик, ученики - члены-корреспонденты и «молодежь» - доктора наук с немалым стажем. В «школе - надежде» руководителем является известный в своей области ученый (не ниже доктора наук), несколько его учеников - кандидатов наук и обязательно молодые научные сотрудники (до 35 лет), аспиранты, стажеры, дипломники. Школы первого рода очень хорошо изучены историками науки, их деятельность отражена в литературе, их достижения высоко оценены, а руководители принадлежат к научной элите. Все предпосылки указывают на то, что следует поддерживать известные школы-гордости, однако не следует забывать, что в этом случае приоритет отдается «памятникам» науки, старым научным направлениям, старым проблемам, методам, идеологии и т. д.

Недостаток в организации современной отечественной науки по дисциплинарному принципу заключается в несоответствии быстро застывающих организационных форм присущему науке динамизму, который требует организационной гибкости. Например, НИИ, пройдя в своем развитии непродолжительный плодотворный период, застывают в своем развитии. Противоречие снимает проблемная организация науки: малые и большие творческие коллективы, создаваемые специально для решения тех или иных научных проблем на междисциплинарной основе, делящиеся на проблемные группы и объединяемые в проекты, радикально оптимизируют организацию научной деятельности. Такие формальные коллективы исследователей типичны для зарубежной науки по характеру своих функций и возможностям, реально близки к научным школам. Существует такая проблемная научная школа, пока живет проблема13.

Совершенно очевидно, что в сегодняшней ситуации поддержку нужно направлять именно на такие дееспособные и перспективные научные коллективы, в которых успешные исследования сочетаются с работой по воспроизводству научных кадров, причем на современном уровне и в перспективных научных областях. Для выявления школ, нуждающихся в поддержке, необходимо проводить конкурсный отбор и вырабатывать критерии отбора. Оценка научной школы должна проводиться по разным аспектам ее научной деятельности, а материальная поддержка должна включать весь коллектив, в том числе научную молодежь.

Материальная поддержка должна иметь временный характер, так как действующие научные школы нестабильны. Следовательно, одним из критериев эффективности текущей научной деятельности является стабильность. Критерии известности и заслуженности не меняются с течением времени14.

В современной ситуации недофинансированности любые дополнительные средства, выделяемые для науки, являются благом. Однако при дальнейшем вознаграждении вчерашних достижений, оставляя в ущербе ученых младшего и среднего поколений, можно нанести дополнительный ущерб нашей науке. Вклад в науку государственных средств требует критического пересмотра ряда традиционных воззрений, а также оценки роли и значимости научных школ в современном мире.

Историческое осмысление прошлого находится в большой зависимости от воззрений того математического сообщества, к которому принадлежит исследователь. Именно это обстоятельство служит причиной того, что предпринимающиеся в последние годы большие проекты по историографии истории математики структурированы по странам и регионам. Исследования по изучению физико-математической науки на Ставрополье вызвало большой интерес общественности и ученых данного региона.

Общеметодологические выводы и заключения по исследованиям научных направлений и школ лягут в основу последующего рассмотрения формирования научных направлений и школ на Ставрополье.

Новости образования:

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru