Развитие научной школы «Физика магнитных жидкостей» с 1970 г. до середины 90-х гг

Страница 1

В 1977 г. в СГПИ на кафедре общей физики Владимиром Васильевичем Чекановым была организована новая научная школа «Физика магнитных жидкостей», в которой впервые в стране начинают проводиться исследования оптических свойств феррожидкости. В известной степени это направление можно охарактеризовать как «дочернее» по отношению к научной школе «Физика кипения», поскольку основатель научного направления В.В. Чеканов был учеником Е. И. Несиса и работал в рамках основанной им школы.

В 80-е годы под руководством кандидата физико-математических наук, доцента В. В. Чеканова была сформирована группа ученых, успешно работавших по теме «Физика магнитных жидкостей»: канд. физ.-мат. наук, доц. М. Д. Халуповский, В. М. Кожевников, И. Ю. Чуенкова, Ю. Н. Скибин, Ю. И. Диканский, В. И. Дроздова, А. Я. Симоновский, В. Н. Сабитов, В. Г. Макаренко, Д. А. Бурдакова и др. Созданная ими лаборатория стала зональной. Ее работы были включены в план АН СССР49. Большой вклад в развитие данного направления внесли старшие научные сотрудники Ю. Н. Скибин и В. И. Дроздова. Активное участие в поисках применения новых методов неразрушающего контроля принимал заведующий кафедрой общей физики доцент В. Н. Сабитов50.

Формирование школы произошло одновременно с возникновением новой научной проблемы диагностики современной техники, назревшей в обществе в связи с появлением новых технологий и созданием нового физико-химического объекта с уникальными свойствами - магнитных жидкостей. Новые методы диагностики потребовались в различных областях от электроники до физиологии. Впервые в нашей стране опыты по исследованию оптических свойств магнитных жидкостей, нашедших широкое применение в промышленности, начали проводиться на кафедре общей физики СГПИ.

Основателем школы «Физика магнитных жидкостей», а также ее руководителем является доктор физико-математических наук, профессор Владимир Васильевич Чеканов. Владимир Васильевич родился в 1937 году в городе Пятигорске. В 1959 году закончил Ставропольский пединститут. С 1961-1964 годы учился в очной аспирантуре по теоретической и математической физике под руководством Ефима Израилевича Несиса. 19 мая 1966 года прошла успешная защита кандидатской диссертации по теме «Возникновение звука при кипении и его влияние на процесс кипения». Владимир Васильевич с сентября 1977 года работал в СГПИ, став зачинателем научной работы в области физики магнитных жидкостей, иначе говоря, феррожидкостей.

«Феррожидкость - вода, керосин, силиконовые масла, наполненные мельчайшими частицами магнетита или других твердых ферромагнетиков размером в одну сотую долю микрона. Изучение феррожидкостей показало, что сфера их применения может быть чрезвычайно широкой. В магнитном поле такая жидкость приобретает уникальные свойства, благодаря которым может герметизировать подвижные узлы машины, заменить смазку, остановить кровотечение из мельчайших сосудов при операции, стать незаменимым помощником врача в диагностике при заболеваниях кишечника и желудка, сделать видимой кодированную запись на магнитной пленке ЭВМ.

Феррожидкость позволяет с магнитофона «увидеть» скрытый дефект любой детали, а также позволяет создавать приборы и методы неразрушающего контроля в металлообработке, машиностроении, при необходимости обнаружить скрытые дефекты. Причем точность контроля в десять раз выше, чем при традиционном методе с использованием намагниченных опилок51. С помощью этих необычных контролеров можно проверять степень выработки деталей, а также проводить диагностику их дальнейшего использования. Магнитную жидкость используют при отделении ценных металлов от породы: находясь в магнитном поле, она «выталкивает» их из массы добытой руды52.

В рамках школы «Физика магнитных жидкостей» рассматривались вопросы теплофизики и гидродинамики поляризующихся жидкостей, особенности их кипения, обсуждались вопросы тепло- массообмена, представлялись работы по исследованию оптических свойств магнитных жидкостей, применение их в технике и медицине. Были представлены исследования кипения ферромагнитной жидкости в магнитном поле, где обнаружили явление влияния магнитного поля на температуру кипения. Обсуждались также работы по распространению поляризованного света в ферромагнитной жидкости, открывающие перед физиками возможность наблюдать магнитное поле, вследствие чего появился реальный шанс обнаружить микроскопические повреждения на поверхности и внутри металлических конструкций. В ходе исследований был получен ряд новых и глубоких результатов в области физики: обнаружены и исследованы новые оптические явления - компенсация эффектов Керра и Коттона-мутона в магнитных жидкостях, а также оптическая нелинейность двойного лучепреломления в переменных электрическом и магнитном полях. Исследование электроотражения в магнитных жидкостях, а также выявление и исследование самоорганизации (автоволн в МЖ - 00).Ставропольскими учеными были разработаны оригинальные методики исследования физических свойств магнитных жидкостей, магнитных эмульсий и микрокапельных агрегатов; методы определения магнитной восприимчивости и высококонцентрированных магнитных жидкостей, гранулометрического состава частиц.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Программа, техника тренировки мнемических способностей в учебной деятельности
Проанализировав литературу и некоторые методики («Развитие памяти. Система приемов» Ю.К. Пугач), мы предлагаем примерную программу для развития мнемических способностей у школьников. Составляя эту программу, мы ориентировались на то, что данные приемы смогут помочь учащимся легко усваивать большое ...

Понятие о педагогических ценностях
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и ...

Формирование культуры общения у учеников
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст его дошкольный и школьный периоды. В раннем детстве у ребенка возникают потребности общ ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru