Развитие научной школы «Физика магнитных жидкостей» с 1970 г. до середины 90-х гг

Страница 1

В 1977 г. в СГПИ на кафедре общей физики Владимиром Васильевичем Чекановым была организована новая научная школа «Физика магнитных жидкостей», в которой впервые в стране начинают проводиться исследования оптических свойств феррожидкости. В известной степени это направление можно охарактеризовать как «дочернее» по отношению к научной школе «Физика кипения», поскольку основатель научного направления В.В. Чеканов был учеником Е. И. Несиса и работал в рамках основанной им школы.

В 80-е годы под руководством кандидата физико-математических наук, доцента В. В. Чеканова была сформирована группа ученых, успешно работавших по теме «Физика магнитных жидкостей»: канд. физ.-мат. наук, доц. М. Д. Халуповский, В. М. Кожевников, И. Ю. Чуенкова, Ю. Н. Скибин, Ю. И. Диканский, В. И. Дроздова, А. Я. Симоновский, В. Н. Сабитов, В. Г. Макаренко, Д. А. Бурдакова и др. Созданная ими лаборатория стала зональной. Ее работы были включены в план АН СССР49. Большой вклад в развитие данного направления внесли старшие научные сотрудники Ю. Н. Скибин и В. И. Дроздова. Активное участие в поисках применения новых методов неразрушающего контроля принимал заведующий кафедрой общей физики доцент В. Н. Сабитов50.

Формирование школы произошло одновременно с возникновением новой научной проблемы диагностики современной техники, назревшей в обществе в связи с появлением новых технологий и созданием нового физико-химического объекта с уникальными свойствами - магнитных жидкостей. Новые методы диагностики потребовались в различных областях от электроники до физиологии. Впервые в нашей стране опыты по исследованию оптических свойств магнитных жидкостей, нашедших широкое применение в промышленности, начали проводиться на кафедре общей физики СГПИ.

Основателем школы «Физика магнитных жидкостей», а также ее руководителем является доктор физико-математических наук, профессор Владимир Васильевич Чеканов. Владимир Васильевич родился в 1937 году в городе Пятигорске. В 1959 году закончил Ставропольский пединститут. С 1961-1964 годы учился в очной аспирантуре по теоретической и математической физике под руководством Ефима Израилевича Несиса. 19 мая 1966 года прошла успешная защита кандидатской диссертации по теме «Возникновение звука при кипении и его влияние на процесс кипения». Владимир Васильевич с сентября 1977 года работал в СГПИ, став зачинателем научной работы в области физики магнитных жидкостей, иначе говоря, феррожидкостей.

«Феррожидкость - вода, керосин, силиконовые масла, наполненные мельчайшими частицами магнетита или других твердых ферромагнетиков размером в одну сотую долю микрона. Изучение феррожидкостей показало, что сфера их применения может быть чрезвычайно широкой. В магнитном поле такая жидкость приобретает уникальные свойства, благодаря которым может герметизировать подвижные узлы машины, заменить смазку, остановить кровотечение из мельчайших сосудов при операции, стать незаменимым помощником врача в диагностике при заболеваниях кишечника и желудка, сделать видимой кодированную запись на магнитной пленке ЭВМ.

Феррожидкость позволяет с магнитофона «увидеть» скрытый дефект любой детали, а также позволяет создавать приборы и методы неразрушающего контроля в металлообработке, машиностроении, при необходимости обнаружить скрытые дефекты. Причем точность контроля в десять раз выше, чем при традиционном методе с использованием намагниченных опилок51. С помощью этих необычных контролеров можно проверять степень выработки деталей, а также проводить диагностику их дальнейшего использования. Магнитную жидкость используют при отделении ценных металлов от породы: находясь в магнитном поле, она «выталкивает» их из массы добытой руды52.

В рамках школы «Физика магнитных жидкостей» рассматривались вопросы теплофизики и гидродинамики поляризующихся жидкостей, особенности их кипения, обсуждались вопросы тепло- массообмена, представлялись работы по исследованию оптических свойств магнитных жидкостей, применение их в технике и медицине. Были представлены исследования кипения ферромагнитной жидкости в магнитном поле, где обнаружили явление влияния магнитного поля на температуру кипения. Обсуждались также работы по распространению поляризованного света в ферромагнитной жидкости, открывающие перед физиками возможность наблюдать магнитное поле, вследствие чего появился реальный шанс обнаружить микроскопические повреждения на поверхности и внутри металлических конструкций. В ходе исследований был получен ряд новых и глубоких результатов в области физики: обнаружены и исследованы новые оптические явления - компенсация эффектов Керра и Коттона-мутона в магнитных жидкостях, а также оптическая нелинейность двойного лучепреломления в переменных электрическом и магнитном полях. Исследование электроотражения в магнитных жидкостях, а также выявление и исследование самоорганизации (автоволн в МЖ - 00).Ставропольскими учеными были разработаны оригинальные методики исследования физических свойств магнитных жидкостей, магнитных эмульсий и микрокапельных агрегатов; методы определения магнитной восприимчивости и высококонцентрированных магнитных жидкостей, гранулометрического состава частиц.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Методы проблемного обучения
Суть проблемного изложения заключается в том, что учитель создает проблемную ситуацию, формулирует проблемное задание, сам его решает, показывая детям этапы, их последовательность, образец рассуждения на каждом из них Общая структура метода проблемного изложения включает такие основные действия вза ...

Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"
Высшей формой внутренней организации группы является коллектив. Но не всякая внешне - и внутреннеорганизованную группу можно назвать коллективом. Это основная проблема теории коллектива не только сразу понятна, но многими не понимается правильно и поныне. Так, автор одной из первых отечественных мо ...

Дополнительные формы организации педагогического процесса
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствован ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru