Проблемы формирования образовательной среды

Страница 2

Существующие типологии позволяют классифицировать среды на:

· «догматические», «идейные», «безмятежного потребления», «внешнего лоска и карьеры»;

· организованные по принципу единообразия (административно-целевые отношения), по принципу разнообразия (конкурентные отношения), по принципу вариативности (отношения кооперирующего характера, собственные траектории развития субъектов);

· конкурентные / кооперативные (по стилю взаимодействия внутри среды), традиционные / инновационные (по характеру передачи социального опыта), творческие / регламентированные (по степени творческой активности субъектов);

· естественные / искусственные (последние создаются для направленной адаптации к социальным и профессиональным средам), предметные / информационно-динамические (меняющие свойства в процессе обучения), высокоточные имитационные / абстрактные (по степени подобия профессиональным средам);

· дидактические / воспитательные / интеллектуально развивающие (по педагогическим функциям), школы / вуза / университетского округа, кафедры / факультета (организационные структуры), группы / курса / проектной группы (сообщество участников) и т.д.

Изучение литературных источников позволило нам установить, что образовательная среда как психолого-педагогическое понятие обретает смысл в качестве:

· возможности ассимилировать человека и влиять на его развитие;

· возможности субъекта структурировать окружающее пространство таким образом, что оно становится образовательным;

· реакции на появление личности, имеющей интенцию образования;

· динамического образования, являющегося системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого обучаемого;

· факта и фактора обучения и развития, условия и средства для обучения и развития, предмета проектирования и моделирования, объекта психолого-педагогической экспертизы;

· субъектного фокуса образовательного пространства;

· предметной проекции образовательной сферы, обеспеченной механизмами образовательной политики и управления.

Понятие образовательной среды, в нашей интерпретации, можно классифицировать на:

· бесструктурные: стохастическое пространство, множество параметров, не связанных в единое целое, крайне низкая степень координации деятельности субъектов (например, описанная Ж.-Ж.Руссо деревенская безмятежная среда);

· с типичным (традиционным) уровнем взаимосвязи внутришкольной структуры: имеет место связность между структурными подразделениями, например, школьными методическими объединениями специалистов, но не жёсткое сцепление, а лишь определённая структуризация, упорядоченность; существует альтернативность путей развития (состояние среды близко к оптимальному);

· высокоорганизованные образовательные среды: составляющие элементы находятся в стесненных условиях, они прочно связаны и взаимозависимы (среда в условиях административно-командного управления или с высокоорганизованной корпоративной культурой).

Внутренний потенциал субъектов образовательной среды, определённая ограниченность в возможностях личностно-профессионального развития, наличие нереализованных потребностей в какой-то момент способствуют активизации внутренней энергии педагогических кадров. Активизация происходит в период организационных изменений (назначение нового директора, смена лидера, принятие новой стратегии развития образовательного учреждения и т.п.): она и является источником дальнейшего развития субъектов и способствует переходу образовательной среды на качественно новый уровень.

Для определенного уровня сформированности образовательной среды характерно наличие личностных компонентов: стимулирующе-мотивационного, операционально-деятельностного, проектировочного.

Для продуктивного уровня формирования образовательной среды характерно наличие аксиологического, рефлексивного, креативного компонентов у ее субъектов.

Высший уровень сформированности образовательной среды - акмеологический - предполагает наличие всех компонентов и их объединение единым интегративным компонентом. Этот уровень подразумевает достижение оптимизации процесса личностно-профессионального развития сотрудников образовательного учреждения.

Структурные компоненты образовательной среды – социальный, ресурсный и технологический выражают её сущностные, содержательные характеристики.

Страницы: 1 2 

Новости образования:

Проблемы дидактизма в работах Роберта Оуэна
Дидактика (от греч. didaktikós — поучающий, относящийся к обучению) — это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Эту науку определяют как общую теорию образования и обучения, поскольку она исследует общие закономерности познавательной деятельности человека, происхо ...

Понятие, функции и роль образования в развитии гармоничной личности
В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому подде ...

Геометрия Евклида
Геометрия, как и другие науки, возникла из потребностей практики. Само слово «геометрия» греческое, в переводе означает «землемерие». Люди очень рано столкнулись с необходимостью измерять земельные участки. Это требовало определенного запаса геометрических и арифметических знаний. Постепенно люди н ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru