Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе

Педагогические практики » Особенности рефлексии на уроках английского языка » Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе

Страница 3

Кроме того, сегодня рассматривается собственно психологический аспект рефлексии в отличие от ее философских трактовок, анализируется история вычленения в психологии (в частности, в исследованиях мышления и сознания) рефлексии как особого психологического явления [5,358] .

Психология рефлексии как научная проблема в течение длительного периода интересовала многих ученых. Разработка проблемы рефлексии за рубежом велась в контексте интроспекции, затем в рамках метакогнитивистского подхода, а сегодня исследования идут в следующих четырех направлениях: академическом, социально ориентированном, развивающем, социально-реконструктивистском. Исследования рефлексии в советской психологии осуществлялись Б.Г. Ананьевым Л.С. Выготским С.Л. Рубинштейном и другими сначала на теоретическом уровне, а затем для раскрытия психологического содержания различных феноменов и фактов, получаемых в экспериментальных исследованиях.

Несмотря на наличие обширного теоретического и эмпирического материала по проблеме рефлексии, до сих пор актуальна потребность в новых фактах, характеризующих педагогическую рефлексию в рамках образовательной системы, в том числе профессионального образования, позволяющего прояснить специфику данного психологического явления.

Хотя проблема рефлексии имеет длительную историю изучения, проблема педагогической рефлексии преподавателей остается недостаточно изученной. Ценностным ориентиром образования становится формирование способности личности к самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности, способности к самоизменению и саморазвитию. Изменение приоритетов становится важнейшим стимулом развития системы образования и выдвигает профессионально-педагогическую подготовленность преподавателя в разряд первостепенных, что повышает интерес к изучению проблемы рефлексии [ 6, 800].

Так, в исследованиях И.А. Стеценко выделяются следующие компоненты в структуре рефлексивной деятельности педагога:

· мотивационно-целевой - потребность в рефлексивной деятельности, положительное отношение и интерес к совершенствованию педагогической рефлексии, осознание целей использования педагогической рефлексии;

· когнитивно - операционный — знания, конкретизирующие теоретические основы педагогической рефлексии, профессиональные умения учителя по осуществлению рефлексивной деятельности;

· аффективный — эмоции, сопровождающие практические действия педагога при осуществлении рефлексивной деятельности, чувство уверенности в успехе;

· оценочный — оценка, самооценка и контроль рефлексивной деятельности;

· нравственно-волевой — личностные качества , способствующие эффективной рефлексивной деятельности [ 7, 335-336] .

Разные исследователи занимались не только изучением определения рефлексии, но и разрабатывали различные критерии развития педагогической рефлексии.

Г.Г. Ермакова предложила следующие критерии развития педагогической рефлексии: достаточность рефлексивных знаний, отношение педагога к педагогической рефлексии и рефлексивной деятельности, собственно рефлексивное поведение педагога.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Виды текстовой информации
В процессе чтения как «выявления смыслов» возникают объективные трудности, которые порождены спецификой самого текста и тем, каким типом понимания обладает читатель. В тексте, по словам И.Р. Гальперина, содержится три вида информации: · содержательно-фактульная – сообщения о фактах, событиях, гипот ...

Типы организационных моделей внеурочной деятельности
Советова Е.В. выделяет модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения ...

Анализ информационных ресурсов
Одним из вопросов, ставший особенно актуальным в условиях быстрого изменения всей системы образования: каким в современных условиях должен быть школьный класс как коллектив? Прежде всего гораздо более самостоятельным и развитым в социально-психологическом отношении. Он должен стать творческим, само ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru