Внимание как ведущее условие организации познавательной деятельности младшего школьника

Педагогические практики » Влияние лингвистических игр на активизацию внимания и развития интереса к русскому языку у младших школьников » Внимание как ведущее условие организации познавательной деятельности младшего школьника

Страница 2

Постоянная тренировка произвольного внимания приводит к овладению им в достаточной мере. Ученики под руководством учителя начинают еще лучше понимать, как и почему важно не отвлекаться во время занятий, почему важно уметь быть внимательным.

Возможность развития произвольного, устойчивого, концентрированного внимания в процессе обучения очень велика. Сам процесс обучения требует от учащегося постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточивания. Произвольное внимание развивается вместе с развитием мотивации учения, вместе с растущим сознанием ответственности за успех учебной деятельности. На этой основе формируется умение организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им.

Если учитель постоянно заботится о руководстве развитием произвольного внимания младших школьников, то в течение их обучения в начальных классах оно формируется очень интенсивно. Этому способствуют четкая организация действий ребенка с использованием образца и также таких действий, которыми он может руководить самостоятельно и при этом постоянно себя контролировать.

В качестве таких действий может выступать специально организованная проверка сделанных им или другими детьми ошибок или применение специальных внешних средств при фонетическом анализе. Так постепенно младший школьник учится руководствоваться самостоятельно поставленной целью, т.е. произвольное внимание становится у него ведущим.

Развивающаяся произвольность внимания влияет и на развитие других свойств внимания, которые также еще очень несовершенны на первых годах обучения.

Основными свойствами внимания являются объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость. Рассмотрим содержание этих характеристик и специфику их развития у младших школьников.

Под объемом внимания понимается количество объектов, отчетливо воспринимаемых за небольшой промежуток времени.

Объем внимания младшего школьника невелик. Обычно он ограничивается 2—3 объектами (в то время как у взрослых он охватывает 4—6 таких объектов). Поэтому для того чтобы ученики младших классов обратили достаточное внимание на большее количество предметов, необходимо продолжительное или повторное восприятие этих предметов.

Концентрация внимания предполагает способность человека сохранять сосредоточенность на чем-либо, невзирая на наружные помехи. Чем меньше круг объектов внимания, тем выше концентрация. Сосредоточение на объекте способствует углубленному изучению понятий и явлений, обеспечивает более ясное и точное понимание изучаемого предмета. У младшего школьника способность концентрации внимания на изучаемом явлении развита недостаточно. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.

Распределение внимания означает возможность человека сосредоточивать внимание одновременно на нескольких объектах. Умение распределять внимание у младшего школьника недостаточно развито. Особенно ярко неумение распределить внимание проявляется во время написания слов, текстов, диктантов, когда надо одновременно слушать, припоминать правила, применять их и писать. Но уже ко II классу у детей наблюдаются заметные сдвиги в совершенствовании этого свойства, если учитель так организует учебную работу учащихся дома, на уроке и их общественные дела, чтобы они учились контролировать свою деятельность и одновременно следить за выполнением нескольких действий.

Под переключением внимания понимают способность перемещать направленность внимания и сосредоточенность с одного объекта или вида деятельности на другой. Способность к переключению обусловливает гибкость внимания, что является очень важным качеством. Оно позволяет сознательно и осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой.

Характеристика переключения внимания у младших школьников также недостаточно совершенна, так как в начале обучения у них еще не сформированы учебные умения и навыки, что и мешает им быстро перейти от одного вида учебных занятий к другому. Однако совершенствование деятельности учения уже ко II классу приводит к формированию у детей умения переключаться от одного этапа урока к другому, от одной учебной работы к другой.

Под устойчивостью внимания понимают способность человека сохранять длительное время сосредоточенность на каком-либо объекте. Характеристиками устойчивости внимания являются временные показатели сосредоточенности психической активности. Для того, чтобы внимание было устойчивым, необходимо разнообразие получаемых впечатлений или совершаемых действий, вызываемых интерес у человека.

Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенностей материала, степени его трудности, известности, понятности, отношения к нему со стороны субъекта – степени его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальных особенностей личности. Отвлекаемость - свойство, противоположное устойчивости, - колебания, периодическое ослабление внимания к конкретному объекту деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Демонстрации некоторых химических опытов в рамках школьного курса химии основного общего образования
Учитывая, что демонстрационный эксперимент по химии является эффективным средством формирования интереса к предмету у школьников, в рамках учебной дисциплины «Химия» в курсе основного общего образования (8 – 9-е классы), исследуемой группе учеников был проведён ряд химических демонстраций. Как в 8- ...

Уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в российских вузах
Согласно информации, полученной в ходе мониторинга участия российских вузов в Болонском процессе, какие-либо направления этого процесса в настоящее время реализуются в 80% вузов – участников исследования. Можно констатировать, что с момента подписания Болонской Декларации в сентябре 2003 г. процесс ...

Формирование эстетической культуры учащихся
Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства, воспитывает в душе подростка способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенк ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru