Развивая устойчивость внимания младших школьников, учителю следует помнить, что в I и II классах устойчивость внимания выше при выполнении ими внешних действий и ниже при выполнении умственных. Вот почему методисты рекомендуют чередовать умственные занятия и занятия по составлению схем, рисунков, чертежей. Наиболее частой причиной неустойчивости внимания является недостаточная познавательная активность.
Таким образом, специфика внимания младшего школьника заключается в преобладание непроизвольного типа внимания над произвольным. Процессы возбуждения и торможения в коре полушарий головного мозга сменяются у младших школьников довольно быстро. В этом возрасте им трудно сосредоточиться на одном объекте. Внимание у них отличается переключаемостью и отвлечением.
Если в дошкольном возрасте для привлечения внимания имеет значение качество раздражителей (сила, яркость т.д.), то у младших школьников всё большее и большее значение имеет соответствие объекта внимания их внутреннему состоянию и прошлому опыту.
Нужно сказать, что обучение ребёнка в школе, сам процесс получения знаний, – всё это способствует быстрому росту у школьников 2–3 классов произвольного внимания, развивающегося у них, главным образом, на основе возникающих интересов, в частности интереса к учебным занятиям.
Перейдем от характеристики понятия «внимания» к терминам «познавательная активность» и «познавательная деятельность».
Познавательная активность – качество деятельности, в котором проявляется, прежде всего, отношение ученика к предмету и процессу деятельности. На первое место среди всех условий роста познавательной активности следует поставить формирование у учащихся положительных мотивов учения. Особое внимание необходимо уделять развитию познавательного мотива.
В основе познавательного мотива лежит познавательная потребность. Именно ее и нужно формировать, так как потребность является первопричиной всех форм поведения и деятельности человека.
Потребность теснейшим образом связана с наличием у школьников устойчивых познавательных интересов.
Область познавательного интереса — познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Именно интерес играет основную роль в поддержании и развитии познавательной активности.
Если ученик пассивно слушает товарищей или длинные объяснения преподавателя, устойчивость его внимания быстро падает, и он легко отвлекается. Если же обучающиеся заняты интересным делом, если работа требует от них не только слушания, но и решения каких - то задач, если учащиеся ведут на уроке активное наблюдение и действуют практически с учебным материалом, внимание их получает огромную поддержку. «Умственная активность, поддерживаемая практическими действиями, является основой устойчивого внимания» [13, с. 50].
Если же ученик занят однообразной исполнительской работой, а на вопросы преподавателя имеет давно готовые ответы, внимание его неизбежно будет легко отвлекаться. Внимание поддерживается мышлением. Если на занятии нет пищи для мышления, для активного думания, педагог не может ожидать и устойчивости внимания слушателей, сколько бы раз он ни обращался к ним с призывом быть внимательными.
Для поддержания внимания учеников на занятиях необходимо соблюдать определенные условия организации учебной деятельности:
- хороший темп занятия и продуманная его организация. Отсутствие «пустого» времени, которое преподаватель часто тратит на запись на доске, подготовку пособий;
- четкость, доступность и краткость пояснений, инструкций, указаний, которые преподаватель дает до работы и не повторяет во время выполнения задания. Отсутствие лишних разговоров преподавателя с обучающимися;
- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учеников (подбор разнообразных и посильных задач на сравнение, обобщение, подбор примеров, выводы);
- бережное отношение преподавателя к вниманию своих учащихся: необходимо помнить, что громкие замечания отдельным учащимся в то время, когда все уже работают, дополнительные запоздалые пояснения, ненужное хождение учителя по классу быстро нарушают внимание учащихся;
- разнообразие видов и форм работы, подчиненных основной задаче и теме урока;
- включение в учебную работу всех учащихся не только во время выполнения письменных заданий, но и при обычных устных упражнениях, активизация инициативы учеников: подбор ими разнообразных примеров, способов решения учебных задач, объяснений наблюдаемого факта. [14, с. 16].
Итак, внимание – психический процесс, способный воздействовать на эффективность усвоения учебного материала. В методике преподавания любого учебного предмета педагог должен опираться на познавательные интересы учащихся для развития внимания. Организация работы по изучению предмета должна быть построена таким образом, чтобы были задействованы все виды внимания и совершенствовались его основные свойства.
Новости образования:
Рефлексия как инструмент мышления в обучающей деятельности
Огромную роль в процессе обогащения самосознания играет самопознание - изучение личностью собственных особенностей: психических, физических, нравственных. Самопознание совершается, во-первых, путем анализа результатов собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с резу ...
Виды арифметических задач
Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий называется составной. Составная зад ...
Организация работы по формированию культуры здоровья в процессе обучения
биологии
валеология культура здоровье биология Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранение их здоровья. Показатели рациональной организации учебного процесса Показателями рациональной орга ...