Учёт психологических особенностей подростков в патриотическом воспитании

Педагогические практики » Патриотическое воспитание подростков во внеурочное время » Учёт психологических особенностей подростков в патриотическом воспитании

Страница 1

Учащиеся 15 – 18 лет проявляют высокую социальную активность, выражающуюся не только в стремлении получить, возможно больше разнообразной информаций и знаний, но и желание участвовать в общественной жизни учебного заведения.

[

30

]

Палагина Н.Н. считает, что чувство взрослости подталкивает подростков к самостоятельным суждениям, оценкам и решениям. Но самостоятельный выбор требует устоявшихся взглядов и ценностных ориентаций, и подросток тянется к товарищам, ищет в них поддержку своих решений. Общение с друзьями помогает выработать собственную систему оценок, хотя зачастую она по существу повторяет мнение друзей. Не в меньшей степени подросток дорожит признанием со стороны взрослых, особенно – посторонних взрослых, поскольку мнение близких стало привычным. Ведущей деятельностью и ведущим фактором развития становится общение с товарищами в социально значимой деятельности, одобряемой взрослыми. Чаще это что-нибудь за пределами школьных уроков: учеба воспринимается как занятие для детей. Но если школа организует совместное с учениками планирование мероприятий: проведение утренников и встреч, развивающие игры, художественную самодеятельность, отчеты кружков и так далее, и если подросток находится в гуще этих событий, – учеба воспринимается как нечто важное. Однако чаще всего отношение к школе у подростков скептическое. В целом развитие взрослости подростков может принять неожиданное направление и самые разнообразные варианты. У них обостренный интерес к новым впечатлениям, а новым может быть и школьный театр с успехом у публики, и набеги на чужие сады, и спортивные победы, и алкоголь, и секс. Особенности протекания этого периода определяются конкретными обстоятельствами жизни, формами сотрудничества в школе и дома, положением подростков в мире взрослых. Чем более значим и признан их вклад в социально значимое дело, тем мягче, незаметнее проявления

кризиса. [

19

]

Сонькин В.Д. и Гончаров И.Ф. выделяют следующие зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.

1. Пубертатное развитие

. В течение относительно короткого времени тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи: 1) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построение мужской или женской идентичности; 2) постепенный переход к взрослой сексуальности.

2. Когнитивное развитие.

Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы.

3. Преобразование социализации.

Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) освобождение от родительской опеки, 2) постепенное вхождение в группу сверстников.

4. Становление идентичности.

Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает в себя три основные задачи развития: 1) осознание временной протяженности собственного Я, включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; 2) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов; 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок). [

4; 28

]

Смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную, интеллектуальную сферу подростка. В первую очередь исследователи отмечают уменьшение поглощенности учением, свойственное младшему школьнику. К моменту перехода в среднюю школу дети заметно различаются по многим параметрам, в частности: 1) по отношению к учению – от ответственного до равнодушного, безразличного; 2) по общему развитию – от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи; 3) по объему и прочности знаний; 4) по способу усвоению материала – от умения самостоятельно работать, добывать знания до полного их отсутствия и заучивания материала дословно на память; 5) по умению преодолевать трудности в учебной работе – от упорства до иждивенчества в форме хронического списывания; 6) по широте и глубине познавательных интересов. [

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся
В январе 1908 года в г. Бостоне начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение т ...

Речь про себя
Все наблюдавшие за развитием детей очень хорошо знают, что малыш выражает свои мысли громкой речью. Увидев привлекательный или неприятный для него предмет, ребенок сразу заявляет об этом во весь голос. Увидев мать, он кричит: "Ма-ма!"; при виде кошки громко восклицает: "Киса! Хочу ки ...

Экологическое воспитание – ведущее направление в дошкольной педагогике
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать эк ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru