Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк

Страница 1

Для того чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков.

Напомним, что лингвистике графика - это система отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения её с помощью определённых движений руки. Следовательно, в период обучения грамоте первостепенной задачей является овладение закономерностями графики родного языка, включающее в себя и выработку элементарного навыка начертания букв правильной формы в строго заданной последовательности. И лишь по мере автоматизированности графического навыка станет возможной выработка каллиграфического индивидуального почерка. []

Таким образом, ключевым понятием в методике обучения первоначальному производные от этого понятия термины.

Графический навык - автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, а также начертание их на бумаге.

Каллиграфия - искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (чётким) и устойчивым почерком. Термин "каллиграфический" сочетается со словами почерк, письмо.

Графическая система - совокупность букв алфавита, имеющая определённую структуру, которая характеризуется наличием структурных единиц постоянной формы и пространственно-количественным типом отношений между ними. Традиционное понятие "шрифт" обозначает лишь совокупность букв алфавита определённого рисунка. Оно употребляется в сочетаниях со словами: печатный, письменный.

К графическим ошибкам относятся разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственной ориентации и количества элементов в буквенном знаке.

Каллиграфические ошибки (вернее, недочёты письма) - это нарушение пропорции элементов букв по ширине, высоте и углу наклона. Они являются следствием несформированности координации движений пальцев, кисти, предплечья и плечевого отдела руки.

Зрительные элементы письму является "графика". В связи с этим поясним - относительно законченные части рисунка буквы, на которые она закономерно расчленяется в процессе зрительного восприятия и которые легко соотносятся с определёнными формами: овал, полуовал, прямая линия, линия с закруглением с одной стороны, линия с закруглением с двух сторон, линия с петлёй, линия с четвертным овалом и плавная линия.

Двигательные элементы - представляют собой относительно законченные отрезки движения руки, в которых, с одной стороны, учитывается форма соответствующих зрительных элементов, а с другой - закономерности плавного и безотрывного воспроизведения их на бумаге.

Зрительный образ буквы - это зрительное, более или менее адекватное представление о форме буквенного знака. Зрительно-двигательный образ буквы - представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о её форме, знания последовательности начертания её двигательных элементов и за счёт корректирующего контроля глаза. Технология обучения первоначальному письму определяется системой специфических для данного предмета принципов, методов и приёмов. [20]

Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и т.д.), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Это не значит, что на высшем уровне владения письменной речью невозможно проследить за движением руки в процессе письма. Переключение внимания на движение руки в процессе письма вполне возможно (даже если у учеников уже выработан почерк), но обычно следить за движение руки в процессе письма нет никакой необходимости. Сам процесс написания слов осуществляется легко и быстро, как ходьба физически здорового человека.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Типы организационных моделей внеурочной деятельности
Советова Е.В. выделяет модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения ...

Типология диалогической речи
Диалогическую речь можно классифицировать, исходя из количества участников общения, его социально-коммуникативной характеристики, соотношения речевых мотивов собеседников, величины диалогического текста, объема и структуры единичного высказывания, и других характеристик. Исходя из количества участн ...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов
Для того, чтобы обучение проходило успешно при подборе материала и подготовке уроков необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Мне кажется, что т.к. при изучении наглядной топологии, мы делаем один из главных акцентов на развитие пространственного представления, то необходимо разобрат ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru