Для того чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков.
Напомним, что лингвистике графика - это система отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения её с помощью определённых движений руки. Следовательно, в период обучения грамоте первостепенной задачей является овладение закономерностями графики родного языка, включающее в себя и выработку элементарного навыка начертания букв правильной формы в строго заданной последовательности. И лишь по мере автоматизированности графического навыка станет возможной выработка каллиграфического индивидуального почерка. []
Таким образом, ключевым понятием в методике обучения первоначальному производные от этого понятия термины.
Графический навык - автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, а также начертание их на бумаге.
Каллиграфия - искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (чётким) и устойчивым почерком. Термин "каллиграфический" сочетается со словами почерк, письмо.
Графическая система - совокупность букв алфавита, имеющая определённую структуру, которая характеризуется наличием структурных единиц постоянной формы и пространственно-количественным типом отношений между ними. Традиционное понятие "шрифт" обозначает лишь совокупность букв алфавита определённого рисунка. Оно употребляется в сочетаниях со словами: печатный, письменный.
К графическим ошибкам относятся разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственной ориентации и количества элементов в буквенном знаке.
Каллиграфические ошибки (вернее, недочёты письма) - это нарушение пропорции элементов букв по ширине, высоте и углу наклона. Они являются следствием несформированности координации движений пальцев, кисти, предплечья и плечевого отдела руки.
Зрительные элементы письму является "графика". В связи с этим поясним - относительно законченные части рисунка буквы, на которые она закономерно расчленяется в процессе зрительного восприятия и которые легко соотносятся с определёнными формами: овал, полуовал, прямая линия, линия с закруглением с одной стороны, линия с закруглением с двух сторон, линия с петлёй, линия с четвертным овалом и плавная линия.
Двигательные элементы - представляют собой относительно законченные отрезки движения руки, в которых, с одной стороны, учитывается форма соответствующих зрительных элементов, а с другой - закономерности плавного и безотрывного воспроизведения их на бумаге.
Зрительный образ буквы - это зрительное, более или менее адекватное представление о форме буквенного знака. Зрительно-двигательный образ буквы - представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о её форме, знания последовательности начертания её двигательных элементов и за счёт корректирующего контроля глаза. Технология обучения первоначальному письму определяется системой специфических для данного предмета принципов, методов и приёмов. [20]
Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и т.д.), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Это не значит, что на высшем уровне владения письменной речью невозможно проследить за движением руки в процессе письма. Переключение внимания на движение руки в процессе письма вполне возможно (даже если у учеников уже выработан почерк), но обычно следить за движение руки в процессе письма нет никакой необходимости. Сам процесс написания слов осуществляется легко и быстро, как ходьба физически здорового человека.
Новости образования:
Химический диктант и другие виды опроса
В практике работы учителей для учета знаний применяют химический диктант. Вопросы для химического диктанта могут быть следующими: написать формулы веществ по названиям, определить валентность элемента в соединениях, дать определение химических понятий, сформулировать законы, зарисовать приборы и т. ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и выраженной
степенью умственной отсталости
Кузнецова Л.В. (2002) даёт следующее определение умственной отсталости: «Умственно отсталым называют такого ребёнка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.» [29. С.34]. Назаровой Н.М. (2002) приведены следующие данные: г ...
Понятие воображения. Виды воображения. Функции воображения
Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мыс ...