Становление художественных школ в России

Страница 1

Необходимость в художественном образовании очень ярко ощутилась в XVIII веке, в частности, при правлении Петра I. Связано это с преобразованиями, осуществленными царем-реформатором. Строительство новой столицы предполагало участие архитекторов, скульпторов, художников. Именно они должны были подарить городу красоту и величие. Царь совершил культурный подъем в стране. Нужны были мастера, которые делали бы иллюстрации для большого количества научной литературы. В связи со всем этим и возникла необходимость создания национальной художественной школы.

Петр I предложил в 1718 году проект, предусматривающий создание русской художественной школы, в котором написал следующие слова: "Сделать Академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет". Впоследствии, после смерти царя его мечта будет осуществлена.

В 1711 году царем была основана рисовальная школа при Санкт-Петербургской типографии, которую чаще называли Академией, как впрочем и многие другие учебные заведения в России того времени. Учащиеся здесь занимались копированием оригиналов, рисовали с натуры, иллюстрировали книги, гравировали портреты, карты и планы. Основной задачей школы была подготовка иллюстраторов научных изданий.

Школа включала в себя организованные систематические занятия по рисунку. Художники-преподаватели были вынуждены создавать собственные методики преподавания, так как никаких подходящих руководств в то время еще не существовало. Учителя развили национальный метод рисунка, в основе которого лежала передача формы с помощью светотени, где линия понимается не как абсолютный контур, а как граница объема. В программу обучения, помимо копирования с оригиналов, вошло рисование с обнаженной модели.

Незадолго до смерти Петр подписал именной указ "о Академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам". В начале своего существования Академия художеств существовала не как высшее учебное заведение, а как художественное отделение Академии наук, не смотря на то, что название звучало так - Академия наук и художеств.

Таким образом, высшая художественная школа стала существовать в составе Российской Академии наук.

Важную роль в становлении художественного образования России сыграла "Канцелярия от строений" с живописной и архитектурной "командой" при ней. "Канцелярия от строений" была правительственным учреждением, занимавшимся вопросами упорядоченной, планомерной застройки новой столицы России. В "командах" "Канцелярии от строений" начинающие художники, работавшие под наблюдением опытных профессионалов, постепенно накапливали богатый практический опыт и сами становились хорошими мастерами своего дела. Здесь готовились мастера строительного дела.

Профессиональное обучение проводилось в "Канцелярии" после получения основных знаний по рисунку. Учащиеся занимались копированием "кунштов" - гравюр, рисунков и рисованных эскизов. Затем шло рисование с "древних статуев" и дальше - с обнаженной модели. Наиболее сложным и ценным умением считалось изображение человека. Очень важен здесь был грамотный рисунок и умелая живопись.

В 1720 г. при Канцелярии была открыта "живописная команда", в которую входили художники, украшавшие архитектурные сооружения. Живописцы расписывали триумфальные ворота, изготовляли садовые украшения и знамёна, писали иконы, делали костюмы и театральные декорации. Начинающие мастера трудились рядом с опытными, обучаясь в процессе работы.

Завершающей ступенью перед переходом к исполнительным работам было копирование портретов.

В XIX веке сложилась целая система рисовальных школ и художественных училищ. Появилось множество провинциальных художественных школ, в которых преподавали выпускники Академии художеств. Некоторые из этих учебных заведений тесно сотрудничали с Академией. Пользовались утвержденными ею учебными программами, высланными из Санкт - Петербурга учебными пособиями.

В 1872 году при Академии были созданы "бесплатные воскресные классы рисования для народа". В 1879 году эти классы были преобразованы в "педагогические курсы для приготовления учителей рисования с нормальною школою и музеем учебных пособий".

В 1839 году была открыта Санкт - Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих ученым в области астрономии и механики К.Х. Рейссигом. За десять лет до этого Рейссиг разработал программу графических занятий для студентов Технологического института, а затем добился открытия воскресных рисовальных классов при Технологическом институте. Классы имели большой успех и впоследствии ученый создал самостоятельную рисовальную школу.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Особенности организации игровых технологий на уроках в начальном звене школы
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства в ...

Развитие логического мышления в геометрии
Задача преподавания геометрии – развить у учащихся три качества: пространственное воображение, практическое понима­ние и логическое мышление. Разумеется, в задачи курса геометрии входит: дать учащимся, как это принято говорить, основные знания и умения в области гео­метрии. Однако все же главные, г ...

Воспитательный процесс, необходимый для формирования качеств детской личности
Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка. С первых лет жизни под влиянием взрослых ребенок в процессе игр, посильного труда, учения активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru