Существует достаточно большое количество научно-педагогических исследований, доказывающих, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда даже большую, чем традиционные формы обучения эффективность в образовательном процессе.
В концепции воспитательной школы определена модель выпускника: «Выпускник – интеллектуально развитая личность, компетентная в социальной, коммуникационной и информационной сфере деятельности, способная к осознанному самоопределению». В соответствии со стратегией модернизации образования, можно поставить перед собой несколько задач:
1. Формирование мотивации к здоровьесберегающему образу жизни
2. Формирование лидерской и гуманитарной позиции учащихся через организацию системы школьного соуправления.
3. Формирование ключевых, базовых компетенций, в том числе информационной (т.е. работа со всеми видами информации; расширение способов работы с информацией и повышение функциональной грамотности, под которой понимается создание, поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача информации, моделирование, проектирование и планирование объектов и процессов, ответственная реализация планов, совместная деятельность, рефлексия и самообучение).
Опыт работы свидетельствует, что существует достаточное количество областей внеурочной деятельности учащихся, которые с определенной степенью целесообразности и эффективности поддаются информатизации. Так, например, возможно комплексное использование средств НИТ:
· в обеспечении подготовки и проведения различных общешкольных праздников, (у нас – это такие как «День школы», «День туризма», «День здоровья», «День Семьи» и др.);
· в организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов, родительских собраний, вечеров отдыха, интеллектуальных игр и др.
· в повышении уровня работы с родителями, непосредственно связанной с содержанием учебной деятельности и организации досуга в классе;
· в работе кружков, секций и объединений дополнительного образования;
· в организации работы с органами ученического самоуправления.
Остановимся на особенностях использования НИТ в двух сферах воспитывающей деятельности – в организации ученического соуправления и дополнительного образования.
В течение зимних и весенних каникул участники школьного соуправления, а также все желающие могут заниматься разработкой и изготовлением различных проектов, особая ценность которых (помимо ценности вообще, поскольку продуктивная, креативная деятельность ценна сама по себе, тем более в каникулы, когда столько свободного времени, множество развлечений и соблазнов) заключается в следующих «ключевых словах»:
· Междисциплинарность – проект включает несколько разных дисциплин и требует от ребенка поиска и соединения различных знаний;
· Оригинальность – в основе проекта - нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи, применение новых инструментов;
· Технологичность – поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, фото- и видео-камеры, электронные коммуникации), то интересно воспользоваться ИТ для оформления и реализации проектов;
· Завершенность – проект интересен в «готовом виде», ребята индивидуально или мини-командами должны пройти все стадии разработки проекта и готовый продукт представить на обсуждение аудитории.
Среди множества проектов в качестве примера можно продемонстрировать два, наиболее полно соответствующих перечисленным критериям.
Первый пример - проект «Я делаю город красивым».
Этапы работы:
1. Обсуждение социальных проблем, характерных для нашего города.
2. Опрос общественного мнения, обработка с использованием информационных технологий
3. фотографирование портретов ребят с применением цифрового фотоаппарата, освоение его возможностей и принципов цифрового фото. Перенос фотографий на компьютер.
4. Обработка изображений средствами графических редакторов. Освоение функциональных возможностей программы Adobe Photo Shop.
5. Разработка и подготовка средствами Power Point презентаций для выступления и защиты.
6. Подготовка текстов презентаций.
Второй проект – как один из примеров освоения учащимися основ социального проектирования и НИТ. Проект проведения расширенного заседания ученического актива (с 5 по 11класс). Заседания проходят с использованием медиатехнологий. Встречи ведут старшеклассники, которые выступают в роли кураторов, предварительно самостоятельно «прожив» все этапы работы с информацией - создание, поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача информации, моделирование, проектирование и планирование объектов и процессов, ответственная реализация планов, совместная деятельность, рефлексия и самообучение.
Новости образования:
Устная проверка
Устная проверка знаний - основной способ учета результатов обучения. При устном опросе учитель имеет возможность проверить весь изученный материал по теме. Говоря о преимуществах такого вида опроса, можно отметить большие возможности сочетания проверки знаний учащихся с углублением и закреплением р ...
Использование наглядности и химического эксперимента при проверке знаний,
умений и навыков
Теоретические знания по химии нельзя проверять в отрыве от умений и навыков. Преподавание химии требует широкого использования химических опытов и наглядных пособий. Устный ответ учащихся, когда это необходимо, должен сопровождаться выполнением необходимых практических заданий, в частности проведен ...
Понятие воображения. Виды воображения. Функции воображения
Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мыс ...