Роль воспитания в системе формирования личности школьника

Страница 1

Современное состояние Российского образования требует досконального рассмотрения вопросов о сущности, цели, задачах, содержании и формах образовательно-воспитательной деятельности общества. Социум изначально ставил и ставит задачу предоставления молодому члену общества на самом раннем этапе развития, уже в школьных стенах, социально значимые знания, сформировать гражданскую позицию, включающую позитивное отношение к общечеловеческим и национальным ценностям и нормам, которые помогут ему стать достойным членом общества, равноправное партнерство в деятельности. Процесс обучения формируется требованиями общества и идет параллельно с сопутствующим ему воспитанием. Основная функция полноценного процесса обучения состоит в том, чтобы наилучшим образом научить новое поколение тому содержанию социального опыта, которое необходимо для воспроизведения и развития общества. Главное, что характеризует процесс обучения – это изменение качеств ученика. Изменения происходят независимо от успеха обучения, от достижения конкретной цели. Каждый акт обучения – есть сдвиг в формировании личности, даже если оно не носит ни положительный, ни отрицательный заряд – обучение с точки зрения воспитания личности не может быть нейтральным. Воспитывает не только учебный материал, но и субъект учителя, и субъект ученика, средства и способы обучения, атмосфера действия, характер материала и его соотношение с характером участников учебно-воспитательного процесса. Соотношение воспитания и обучения очень сложно и неоднозначно. Эта неоднозначность заложена в самом определении понятия «воспитание»: воспитание как процесс обучения; воспитание как процесс формирования личности, ее нравственных и эстетических составляющих; воспитание как формирование эмоциональной (неравнодушной) личности; воспитание ценностного отношения к различным сферам действительности (мировоззрению, нравственным нормам); воспитание отношения к ценностям как к личностно значимым потребностям.

Обучение и воспитание выступают как элементы единой системы: обучая, общество воспитывает, воспитывая – обучает. Обучение научает некоторому содержанию (фактологическому, нравственному, волевому, эстетическому), которые формируют личность (знающий человек [информационно-грамотный, нравственно подготовленный, эстетически развитый] – это одна из существенных характеристик личности). Формирование нравственных устоев есть становление личности на уровне мировоззренческого знания, знания о нравственных нормах социума, сформированности ценностей личности. И воспитание, и обучение направлены на развитие общества, выработку своеобразных методов познания социокультурной реальности с направленностью на дальнейшее развитие.

Целевая установка воспитания общества состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Школьники и подростки постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Анализ программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком
Во второй половине нашего столетия в западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой проблеме развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отн ...

Домашнее задание как одна из форм самостоятельной деятельности
Острая необходимость в организации самостоятельной физической деятельности продиктованы тем, что в современной украинской школе у школьников наблюдаются признаки малого по объёму двигательного режима. Причиной которого является недостаточное количество уроков физической культуры, большая наполняемо ...

Использование ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций для младших школьников на уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки
Ценностно-ориентированные воспитывающие ситуации для установления адекватной самооценки можно планировать и использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, русского языка и математики, а также во внеурочной деятельности. Средствами таких ситуаций могут выс ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru