Роль воспитания в системе формирования личности школьника

Страница 1

Современное состояние Российского образования требует досконального рассмотрения вопросов о сущности, цели, задачах, содержании и формах образовательно-воспитательной деятельности общества. Социум изначально ставил и ставит задачу предоставления молодому члену общества на самом раннем этапе развития, уже в школьных стенах, социально значимые знания, сформировать гражданскую позицию, включающую позитивное отношение к общечеловеческим и национальным ценностям и нормам, которые помогут ему стать достойным членом общества, равноправное партнерство в деятельности. Процесс обучения формируется требованиями общества и идет параллельно с сопутствующим ему воспитанием. Основная функция полноценного процесса обучения состоит в том, чтобы наилучшим образом научить новое поколение тому содержанию социального опыта, которое необходимо для воспроизведения и развития общества. Главное, что характеризует процесс обучения – это изменение качеств ученика. Изменения происходят независимо от успеха обучения, от достижения конкретной цели. Каждый акт обучения – есть сдвиг в формировании личности, даже если оно не носит ни положительный, ни отрицательный заряд – обучение с точки зрения воспитания личности не может быть нейтральным. Воспитывает не только учебный материал, но и субъект учителя, и субъект ученика, средства и способы обучения, атмосфера действия, характер материала и его соотношение с характером участников учебно-воспитательного процесса. Соотношение воспитания и обучения очень сложно и неоднозначно. Эта неоднозначность заложена в самом определении понятия «воспитание»: воспитание как процесс обучения; воспитание как процесс формирования личности, ее нравственных и эстетических составляющих; воспитание как формирование эмоциональной (неравнодушной) личности; воспитание ценностного отношения к различным сферам действительности (мировоззрению, нравственным нормам); воспитание отношения к ценностям как к личностно значимым потребностям.

Обучение и воспитание выступают как элементы единой системы: обучая, общество воспитывает, воспитывая – обучает. Обучение научает некоторому содержанию (фактологическому, нравственному, волевому, эстетическому), которые формируют личность (знающий человек [информационно-грамотный, нравственно подготовленный, эстетически развитый] – это одна из существенных характеристик личности). Формирование нравственных устоев есть становление личности на уровне мировоззренческого знания, знания о нравственных нормах социума, сформированности ценностей личности. И воспитание, и обучение направлены на развитие общества, выработку своеобразных методов познания социокультурной реальности с направленностью на дальнейшее развитие.

Целевая установка воспитания общества состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Школьники и подростки постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Типы организационных моделей внеурочной деятельности
Советова Е.В. выделяет модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения ...

Чертёж столика
Общий чертёж столика Чертёж ножки столика Чертёж столешницы столика Эргономическое обоснование изготовления столика Наши отношения с предметным миром не могут быть ограничены любованием эстетическими достоинствами внешней формы. Практическое назначение предметов, обращение с ними требуют своего осм ...

Сущность культуры межнационального общения как качества личности
Обратимся к определению сущности: это категория, отражающая всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия [58]. Сущность - совокупность глубинных связей, отношений и ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru