Организационно-педагогические аспекты дифференцированного обучения

Педагогические практики » Элементы наглядной топологии в профильной школе » Организационно-педагогические аспекты дифференцированного обучения

Страница 8

Профильная дифференциация предполагает обучение разных групп старшеклассников по программам, отличающимися глубиной изложения материала, объемом сведений и даже номенклатурой включенных вопросов, а также профессионально ориентированным содержанием обучения. Разновидностью профильного обучения является углубленное изучение отдельных предметов, которое отличает достаточно продвинутый уровень подготовки школьников по этим предметам, что позволяет добиваться высоких результатов. Профильное обучение является более демократичной и широкой формой фуркации школы на старшей ступени.

Оба вида дифференциации уровневая и профильная – сосуществуют и взаимно дополняют друг друга на всех ступенях школьного образования, однако в разном удельном весе. В основной школе ведущим направлением дифференциации является уровневая, хотя она не теряет своего значения и в старших классах. На старшей ступени школы приоритет отдается разнообразным формам профильного изучения предметов. Вместе с тем дифференциация по содержанию может проявляться уже и в основной школе, где она осуществляется через систему кружковых занятий (во всех классах) и элективных курсов. Эти формы предназначены для школьников, проявляющих повышенный интерес к какому-то предмету, имеющих желание и возможность работать больше отводимого расписанием.

Итак, исходя из всего вышесказанного, подводим некоторый итог. В первый названный период дифференциация обучения понималась как фуркации обучения, т.е. разделение учебных планов и программ для специализации учащихся с сохранением общеобразовательного характера школы. В этот период накоплен большой опыт работы при различных формах дифференцированного обучения: в спецшколах, классах с углубленным изучением ряда предметов, на факультативных занятиях. Реформа математического образования конца 60-х - начала 70-годов ХХ века – реформа содержания математического образования. В результате появляются новые методы и формы обучения: программирование обучение; индивидуальные, групповые и коллективные формы работ на уроке. Начинается комплексное исследование индивидуализации обучения. Появляется принцип индивидуализации обучения или индивидуального подхода к учащимся, который отождествляется с принципом дифференцированного подхода. Началом новой реформы можно считать 1988 год, съезд работников образования. Современное определение дифференциации стало шире, чем просто разделение учебных программ. Начался период комплексного изучения проблемы дифференциации обучения. В современное употребление вошли два вида дифференциации: уровневая дифференциация и профильная дифференциация. Первая выражается в том, что, обучаясь в одном классе, школьники усваивают материал на различных уровнях. Профильная дифференциация - это фактически дифференциация по содержанию учебного материала.

В качестве дидактических функций дифференциации выделим следующие:

Дифференциация рассматривается как учет индивидуальных особенностей учащихся, которые группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Дифференциация обучения является такой системой обучения, которая в наибольшей степени отвечает склонностям учащихся.

Дифференциация предполагает создание таких условий, при которых будет возможен свободный выбор уровня изучения курса (например, математики) в соответствии со склонностями, способностями и личными планами учащихся.

Дифференциация обеспечивается созданием относительно стабильных или временных учебных групп, отличающихся по тем или иным признакам.

Дифференциация рассматривается как разделение учебного материала по глубине изложения, по включению различных тем, по ориентации будущую профессию (то есть по уровням и профилям).

При рассмотрении элективных курсов нас в первую очередь интересует профильная дифференциация, так как целью уровневой дифференциации является индивидуализация обучения, в то время как профильная дифференциация предполагает обучение учащихся в разных направлениях с целью их профессиональной ориентации.

Профильное обучение, как уже говорилось выше, связано с «внешней» дифференциацией. В чем новизна и практическая острота этой проблемы в настоящее время? Цель профильной дифференциации с психолого-педагогической точки зрения это создание наиболее благоприятных условий для развития интересов и специальных способностей каждого ученика.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новости образования:

Этапы и организация детей при обучении дизайну
Н.И. Комоед предлагает всю работу по дизайн – деятельности делить на этапы. [3, с.21] На первом этапе существенным является постановка цели, предвидение результатов дизайнерской деятельности, определение замысла. Это может быть изготовление конкретного предмета для игры или театральной деятельности ...

Организация и структура экспериментального изучения произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями непосредственно на уроках в СКОУ VIII вида. Цели данного исследования: выявл ...

Цели и задачи проверки знаний, умений и навыков учащихся по химии
Задача проверки должна быть согласована с основной задачей обучения химии как предмета. Учитель обязан дать глубокие, прочные и осознанные знания, научить применять эти знания на практике. Этого можно достигнуть путем совершенствования всего педагогического процесса, в том числе проверки знаний, ум ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru