Организационно-педагогические аспекты дифференцированного обучения

Педагогические практики » Элементы наглядной топологии в профильной школе » Организационно-педагогические аспекты дифференцированного обучения

Страница 7

Теперь нам предстоит определить понятие «дифференцированный подход». Обычно в педагогической литературе дифференцированный подход часто ассоциируется с дифференциацией обучения. Определим их различия. Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. Различные исследователи по-разному раскрывают сущность этого понятия: И.Д. Бутузов [9] утверждал, что основной смысл дифференцированного подхода заключается в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные различия в обучении учащихся, определить каждому из них наиболее рациональный характер работы на уроке. Ю.К. Бабанский [4]говорил, что это способ оптимизации, который предполагает оптимальное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения. А.А Кирсанов [17] указывал, что – особый подход учителя к различным группам учеников, заключающийся в организации учебной работы, различной по содержанию, объёму, сложности методам, приёмам. Е.С. Рабунский отмечал, что – это дидактическое положение, предполагающее деление класса на группы. Дифференцированный подход – приспособление форм и методов работы к индивидуальным особенностям учащихся.

Определим для нашей работы оба эти понятия. Когда речь идет о дифференцированном обучении, мы будем иметь в виду комплекс организационно-управленческих, социально-экономических, правовых аспектов обучения, которые создают статус учебного заведения. Например, содержание и организация учебно-воспитательного процесса определили различия профильного и углубленного изучения предметов, условия набора учащихся, наполняемость групп, сроки обучения, нагрузку и оплату учителей. А если речь идет о дифференцированном подходе, то говорится о технологии индивидуального подхода к учащимся с целью определения уровня их способностей и возможностей, их профильной ориентации, максимального развития каждой личности на всех этапах обучения. Если дифференциацию рассмотреть как систему, то, на наш взгляд, дифференцированный подход немыслим без дифференцированного обучения, т.е. от организации учебно-воспитательного процесса во всех его звеньях непосредственно зависит результативность технологии индивидуального подхода к учащимся.

А индивидуальный подход к учащимся предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения всестороннего ее развития [7].

Исходя из вышесказанного, необходимо заметить, что уже в середине 80-х годов к дидактическим принципам был добавлен новый принцип индивидуализации обучения или принцип индивидуального (дифференцированного) подхода [24].

Проблема индивидуализации и дифференциации обучения очень глубоко исследовалась И.Э. Унт [31], предложившей следующее определение: «Дифференциация – это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащееся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения».

В докторской диссертации В.А. Гусева [11] определены методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе. В этой работе он утверждает, что дифференцированное обучение есть учебно-воспитательный процесс, протекающий с учетом доминирующих особенностей групп учащихся. При этом индивидуализированное обучение рассматривается как один из видов дифференцированного обучения, его наиболее полное воплощение.

Автор выделяет четыре вида дифференциации, а именно: внутреннюю (уровневую), внешнюю (профильную), поисковую и непрерывную. Причем последние два вида являются авторскими, они связаны с практикой работы школы: поисковая дифференциация применяется для исследования индивидуальных возможностей учащихся, а непрерывная должна обеспечить непрерывный переход от одного уровня строгости изложения теоретического учебного материала к другому, от одного уровня учебной математической деятельности к другому.

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новости образования:

Проблемная ситуация и учебная проблема: способы и условия создания
Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие этих двух деятельностей. Проблемное преподавание определяется как деятельность учите ...

Межэтническое общение как воспитательный фактор в социально-педагогических системах
Социально-педагогические системы (СПС) – это совокупность складывающихся в обществе и взаимосвязанных образовательных институтов, в которых реализуется преемственность поколений вследствие спонтанного и специально организованного воспитания и обучения. СПС – понятие более широкое, чем система образ ...

Влияние задач на построение на развитие логического мышления
В программе по математике для средней общеобразовательной школы, разработанной в соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, подчеркивается, что развитие логического мышления учащихся является одной из основных целей курса геометрии. При изучении гео ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru