Сущность профессионального самоопределения

Страница 7

Опираясь на теоретические подходы вышеперечисленных авторов, их экспериментальные исследования, возможно рассматривать процесс самоопределения в ранней юности как единство двух составляющих: внутриличностного самоопределения, направленного главным образом на свое «внутреннее Я» и включающего определение своей Я-концепции, самооценки, путей и способов самосовершенствования и саморазвития; а также социального самоопределения – осознания и определения своего места в социуме, определения своих жизненных стремлений и целей, собственной позиции во взаимоотношениях с миром. Социальное самоопределение также предполагает соотнесение собственных целей и стремлений с требованиями социума (группы, коллектива, семьи, школы и т. д.), своих жизненных ценностей с общепризнанными, преобладающими в данном обществе, ценностями микросоциума, выбор определенного варианта жизни [8].

Ранняя юность – период интенсивного развития самосознания, в котором происходит активное познание своей личности и поиск информации, значимой для своего будущего. Наступает ясное и отчетливое осознание свойств, отличающих личность от подразумеваемого среднего; своей индивидуальности. В ранней юности в самосознании появляется второй, более сложный уровень самопознания, где соотношение знаний о себе происходит не в рамках «я и другой», а в рамках «я и я». Все это приводит к актуализации процессов рефлексии и самоанализа. Самоанализ – это способность индивида сделать самого себя предметом специального рассмотрения и практического преобразования как становления его субъектной позиции по отношению к собственной жизнедеятельности. Самоанализ помогает старшекласснику лучше понять себя, свои истинные стремления и желания, мотивы своего поведения, по-новому увидеть свои внутриличностные конфликты и проблемные жизненные ситуации, осознанно прогнозировать свое будущее, что в целом направляет процесс осознанного самоопределения и саморазвития. Основным средством работы педагога, создающим условия для осознанного самоопределения, видится педагогическая поддержка через стимулирование и сопровождение процесса самоанализа у школьников. Задача педагога – обеспечить юношей и девушек необходимыми психологическими знаниями о человеческом «Я» (его структуре, внутренних процессах: самопознания, самоотношения, самореализации и саморегуляции и пр.), через совместный анализ проблемных ситуаций школьника находить пути выхода из них. Педагогу важно показать значимость и полезность деятельности самоанализа, ее продуктивность для осознанного самоопределения. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников может осуществляться лишь при взаимном сотрудничестве и понимании, в обстановке свободного открытого общения [25, 89].

Как уже отмечалось, важнейшим критерием развития профессиональной ориентации явилось появление перед значительным числом людей реальной проблемы свободы выбора.

Проблема свободы выбора (свободы самоопределения) в силу своей сложности волнует не только профконсультантов, но является также предметом рассуждений многих философов и проявляется в самых разных гуманитарных направлениях (не только в профессиональной ориентации), пронизывая все стороны человеческой жизни. Но, как это ни парадоксально, в наиболее сконцентрированном виде эта проблема представлена в профессиональной консультации, понимаемой не только как помощь в выборе профессии, но и как помощь человеку самоопределиться в сложном современном мире, чтобы наиболее достойно реализовать свои таланты, а в идеале – развить их.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Новости образования:

Многообразие живой природы в содержании комплексных и парциальных экологических программ
Экологическое воспитание детей – новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Для изучения вопроса использования игры в экологическом развитии детей необходимо проанализировать современные программы ...

Принципы разработки учебного материала для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
При разработке, любой учебный материал должен отвечать определенным образовательным принципам. «Принципы - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деяте ...

Формы обучения
Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные форм ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru