Сущность профессионального самоопределения

Страница 7

Опираясь на теоретические подходы вышеперечисленных авторов, их экспериментальные исследования, возможно рассматривать процесс самоопределения в ранней юности как единство двух составляющих: внутриличностного самоопределения, направленного главным образом на свое «внутреннее Я» и включающего определение своей Я-концепции, самооценки, путей и способов самосовершенствования и саморазвития; а также социального самоопределения – осознания и определения своего места в социуме, определения своих жизненных стремлений и целей, собственной позиции во взаимоотношениях с миром. Социальное самоопределение также предполагает соотнесение собственных целей и стремлений с требованиями социума (группы, коллектива, семьи, школы и т. д.), своих жизненных ценностей с общепризнанными, преобладающими в данном обществе, ценностями микросоциума, выбор определенного варианта жизни [8].

Ранняя юность – период интенсивного развития самосознания, в котором происходит активное познание своей личности и поиск информации, значимой для своего будущего. Наступает ясное и отчетливое осознание свойств, отличающих личность от подразумеваемого среднего; своей индивидуальности. В ранней юности в самосознании появляется второй, более сложный уровень самопознания, где соотношение знаний о себе происходит не в рамках «я и другой», а в рамках «я и я». Все это приводит к актуализации процессов рефлексии и самоанализа. Самоанализ – это способность индивида сделать самого себя предметом специального рассмотрения и практического преобразования как становления его субъектной позиции по отношению к собственной жизнедеятельности. Самоанализ помогает старшекласснику лучше понять себя, свои истинные стремления и желания, мотивы своего поведения, по-новому увидеть свои внутриличностные конфликты и проблемные жизненные ситуации, осознанно прогнозировать свое будущее, что в целом направляет процесс осознанного самоопределения и саморазвития. Основным средством работы педагога, создающим условия для осознанного самоопределения, видится педагогическая поддержка через стимулирование и сопровождение процесса самоанализа у школьников. Задача педагога – обеспечить юношей и девушек необходимыми психологическими знаниями о человеческом «Я» (его структуре, внутренних процессах: самопознания, самоотношения, самореализации и саморегуляции и пр.), через совместный анализ проблемных ситуаций школьника находить пути выхода из них. Педагогу важно показать значимость и полезность деятельности самоанализа, ее продуктивность для осознанного самоопределения. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников может осуществляться лишь при взаимном сотрудничестве и понимании, в обстановке свободного открытого общения [25, 89].

Как уже отмечалось, важнейшим критерием развития профессиональной ориентации явилось появление перед значительным числом людей реальной проблемы свободы выбора.

Проблема свободы выбора (свободы самоопределения) в силу своей сложности волнует не только профконсультантов, но является также предметом рассуждений многих философов и проявляется в самых разных гуманитарных направлениях (не только в профессиональной ориентации), пронизывая все стороны человеческой жизни. Но, как это ни парадоксально, в наиболее сконцентрированном виде эта проблема представлена в профессиональной консультации, понимаемой не только как помощь в выборе профессии, но и как помощь человеку самоопределиться в сложном современном мире, чтобы наиболее достойно реализовать свои таланты, а в идеале – развить их.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Новости образования:

Роль гуманистических ценностей в развитии национальной образовательной системы
В общественно-философской мысли России середины XIX - конца XIX века мы наблюдаем формирование активного интереса к вопросам существования человека, его самоценности и свободы в обществе. В развитии национальной образовательной системы наступает четвертый период (1871-1900 г.г). Это время расцвета ...

Эффективность использования дистанционной формы обучения для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Чтобы проанализировать эффективность разработанного тематического материала были выбраны две группы детей, с примерно равным уровнем начальной подготовки. При обучении первой группы, использовался материалы из учебника Н.Д. Угриновича Информатика 9-11 класс и практические работы из того же учебника ...

Сущность метода воспитывающих ситуаций
Одним из методов воспитания, согласно классификации Г.И. Щукиной и Ю.К. Бабанского, является воспитывающая ситуация, которая создается с целью формирования у воспитанников определенных навыков, опыта правильного поведения. В чем заключается суть данного метода? Воспитывающая ситуация – это такая пр ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru