Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов

Педагогические практики » Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов

В жизни каждого ребенка наступает момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы, найти ответы на вопросы о том, как устроена жизнь, о своей роли в обществе, о профессиональном самоопределении. В подростковом возрасте впервые осознается неотвратимость выбора профессии как отправной точки для планирования дальнейшей карьеры.

Динамичные изменения, происходящие в настоящее время на рынке труда, не позволяют подростку адекватно оценить возможности и последствия своего профессионального выбора. Очевидно, что сложности, встречающиеся на пути выбора профессии, довольно многоплановы. Они могут быть связаны как с незнанием мира профессий и актуальной ситуации на рынке труда, так и с непониманием своих возможностей и способностей, а кроме этого, с тревогой, порождаемой непростроенным образом «Я», ожиданиями родителей.

Современная ситуация профориентационной работы в России характеризуется тем, что все больше ощущается необходимость не только расширения ее масштабов, но и поднятия качественного уровня в профессиональном и личностном самоопределении.

В этой связи актуальным является рассмотрение профориентационной работы как необходимого элемента в профессиональном и личностном самоопределении учащихся.

Наиболее значимыми для теоретического обоснования профессионального самоопределения являются научные исследования личности и деятельности А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, С. Л. Рубинштейна.

Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес вызывают работы К. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Голланда.

Исследователи проблемы профессионального самоопределения вкладывают разный смысл в это понятие. Одни рассматривают его как самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, другие - как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов.

На наш взгляд, представляется важным и эффективным использование активных форм профориентационных занятий со школьниками (чего так не хватает во многих школах). Активизирующие игры, упражнения, опросники несут в себе глубокий воспитательный потенциал, большинство учащихся воспринимает их легко, с интересом и пониманием. Главной особенностью предлагаемых активизирующих форм профориентационной работы является стимулирование размышлений старшеклассника о собственных перспективах самоопределения. Смысл использования предлагаемых форм – в создании более непринужденной, доброжелательной и естественной атмосферы работы со старшеклассниками, а также в моделировании отдельных элементов профессионального и личностного самоопределения.

Это обусловило выбор темы исследования: «Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов».

Цель исследования:

исследовать роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов.

Объект исследования:

профессиональное самоопределение.

Предмет исследования:

роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов.

Анализ психологической и педагогической литературы, определение цели, объекта и предмета исследования позволили сформулировать следующую гипотезу:

мы предположили, что использование активных форм профориентационной работы положительно повлияет на процесс профессионального самоопределения учащихся старших классов.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи

исследования:

1. Изучить психолого-педагогические основы профессионального самоопределения.

2. Выявить роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов.

3. Разработать и апробировать программу профессионального самоопределения учащихся с использованием активных форм профориентационной работы.

4. Дать анализ полученных результатов и сделать выводы.

Методологической основой

исследования явились основные принципы отечественной психологии: принцип детерминизма, системно-структурный принцип, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, а также научные работы Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, А. П. Чернявской, Л. М. Митиной, С. Н. Чистяковой.

Методы исследования.

Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован анализ и синтез научно-методической литературы, анкетирование, тестирование, методы математической статистики.

Выборка и ее характеристики:

19 учащихся

старших классов МОУ СОШ «Невонская средняя общеобразовательная школа №2».

Достоверность результатов

и обоснованность выводов обеспечилась использованием апробированных методов исследования, адекватных предмету и задачам исследования, а также применением методов математической статистики и содержательным анализом полученных данных, выявленных на выборке испытуемых.

Практическая значимость результатов исследования.

Данная работа может быть полезна студентам педагогических вузов, школьным психологам и всем тем, кто занимается проблемами профессионального и личностного самоопределения учащихся.

Новости образования:

Факторы влияния, основные стратегии, результаты информатизации российского образования
Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой ХХI века. Формирование единой информационной образовательной среды предъявляет повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации педагогических, научных и руководящих кадров общего и профессиона ...

Взаимосвязь воображения и эмоций
Воображение и эмоции - неразрывно связанные между собой психические процессы. Эмоции - аккумулятор энергии, которая необходима для нормального протекания всех психических процессов, в том числе и воображения. Эмоции предают процессам воображения динамизм. Эмоция обладает, таким образом, как бы спос ...

Система работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста
В теоретической части работы нами было выделено две системы работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста по Филатову В.М., Роговой Т.В. и Верещагиной И.Н. Для проведения практической работы нами была выбрана система работы по формированию диалогических умений уча ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru