Сущность профессионального самоопределения

Страница 2

Самоопределение предполагает не только самореализацию, но и расширение своих изначальных возможностей – самотрансценденцию (по В. Франклу): «…Полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т. е. способность выходить за рамки самого себя, а главное – в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни…» (Франкл, 1990, с.152).

Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции…

Н. А. Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что еще на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я еще не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла» (Рогов, 2003, с.270).

Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

При творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов.

Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем профконсультанта (педагога) является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены единой идеей.

Способность к самоопределению – неотъемлемая сторона целостной структуры личности, предлагающая готовность и умение человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности (интеллектуальной, коммуникативной, эстетической и другой) [8, 25].

Принципы самоопределения:

― Признание наличия определенных задатков и способностей, составляющих основу индивидуальности человека.

― В процессе самоопределения закладываются основания для понимания своей индивидуальности, для личностного роста.

― Необходимость развития базовых универсальных способностей в процессе самоопределения.

― Процесс самоопределения строится на базе активной деятельности человека с учетом его индивидуальных способностей, опыта и возрастных особенностей [43, 96].

Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С. Пряжникова. Остановимся подробнее на его концептуальных подходах. Подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» (Пряжников, 2002, с.27).

Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса:

1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Диагностика социально-педагогических и психологических особенностей трудных подростков в сельской местности
Теоретический анализ литературы показал, что развитие личности преимущественно под влиянием взрослых, воспитательные воздействия которых направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же подросток не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требо ...

Характеристика типичных ролевых позиций педагога-воспитателя
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых позиций педагога. Педагог может выступать в качестве: · информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений; · друга, если он стремится проникнуть в душу ребёнка; · диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ...

Изображение Богоматери и Младенца
Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка», по этой детали можно всегда о ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru