· отсутствие у родителей педагогической культуры оказания помощи своим детям в решении данных вопросов (они, как правило, переоценивают или недооценивают способности детей);
· нежелание педагогов уделять должное внимание психолого-педагогической поддержке самоопределения школьников (главное, по их мнению, - дать знания, а все остальное само собою разрешится);
· слабые контакты между школой и ступенями профессионального образования не только в аспекте преемственности содержания образования, но и в подготовке к будущей профессиональной деятельности;
· отсутствие государственной заинтересованности в социальном сопровождении подготовки кадров еще со школьной скамьи.
Перечень причин, недостатков можно продолжить. Однако их уже достаточно, чтобы отметить противоречия между заявленными в концепциях модернизации российского образования и профильного обучения идеями о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, и реальным состоянием дел. Такая ситуация существенно затрудняет решение проблемы самоопределения школьников в выборе профиля обучения, пути продолжения образования, профессиональной карьеры [48, 16].
В многочисленных работах, посвященных процессу самоопределения, выделяются:
1. Временные рамки как компоненты самоопределения – психологическое настоящее и психологическое будущее. Основная функция психологического настоящего – саморазвитие через самопознание и самореализацию, психологического будущего – обеспечение смысловой и временной перспективы (здесь происходит разграничение ближней и дальней перспектив и анализируется их взаимовлияние), определение жизненных планов;
2. Позиция человека в процессе самоопределения – как субъекта собственной жизни. Это выражается в наличии своей жизненной позиции, своего мировоззрения, осознанного отношения к себе и к миру. Важнейшей характеристикой личности в качестве субъекта самоопределения выступают знание своих объективных возможностей, своих жизненных ценностей и осознание своих жизненных целей;
3. Обусловленность самоопределения соотношением общественного и индивидуального. Самоопределение – это целенаправленный процесс, в течение которого человек присваивает общественные ценности, индивидуально их преломляя. Здесь же отмечаются механизмы самоопределения – идентификация и обособление.
4. Роль самосознания в процессе самоопределения. По мнению И. В. Дубровиной, в психологической готовности к самоопределению ведущую роль играет самосознание – осознание своих качеств и их оценка, представление о своем реальном и желаемом «Я», оценка себя и другого с точки зрения принадлежности к определенному полу, личностная рефлексия.
В целом, самоопределившаяся личность – это самооценивающий, саморегулируемый субъект, который с учетом общественных и собственных потребностей и возможностей может самостоятельно ставить жизненные цели, достигать их и нести ответственность за свою деятельность, поступки, поведение [42].
Некоторыми исследователями самоопределение в ранней юности рассматривается в связи с определением жизненных планов (Н. Н. Толстых, М. Р. Гинзбург и др.). Самоопределение выступает как определение своего жизненного пути, поиск своего места в обществе, путей включения себя в жизнь социального целого и, одновременно, как определение своего внутреннего «Я», осознание своей индивидуальности, определение своих жизненных ценностей, путей самоизменения и саморазвития.
Новости образования:
Монастырские школы
В раннем Средневековье практически все грамотные люди принадлежали к одному сословию – духовенству, обучение которых проходило в школах: монастырских, соборных или приходских. Монастырские школы давали наиболее полное образование по сравнению с другими. Большим плюсом обычно была возможность доступ ...
Методы проблемного обучения
Существует шесть дидактических способа организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся. Рассмотрим их. Метод монологического изложения. Учитель сообщает факты в опр ...
Этапы и организация детей при обучении дизайну
Н.И. Комоед предлагает всю работу по дизайн – деятельности делить на этапы. [3, с.21] На первом этапе существенным является постановка цели, предвидение результатов дизайнерской деятельности, определение замысла. Это может быть изготовление конкретного предмета для игры или театральной деятельности ...