Эмпирическое исследование роли активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов

Педагогические практики » Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов » Эмпирическое исследование роли активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов

Страница 1

Педагогический эксперимент осуществлялся в соответствии с поставленными задачами в данной работе.

Эмпирическое исследование по изучению роли активных форм профориентационной работы на профессиональное самоопределение старшеклассников проводилось на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Невонская средняя школа №2» в 2009-2010 учебном году. В исследовании принимали участие 13 девятиклассников и 6 десятиклассников.

В ходе практического исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. изучить уровень профессиональной готовности старшеклассников;

2. разработать и апробировать программу занятий по профессиональной ориентации старшеклассников;

3. выяснить, изменится ли уровень профессиональной готовности старшеклассников после проведения формирующего этапа эксперимента

Первый этап эксперимента – констатирующий. На нем отрабатывалась гипотеза исследования, проводился анализ готовности старшеклассников сделать профессиональный выбор.

Для определения уровня готовности старшеклассников совершить адекватный профессиональный выбор мы применили диагностическую методику «Профессиональная готовность». Методика представляет собой опросник, состоящий из 99 вопросов. Школьникам было предложено ответить на перечисленные утверждения «да» или «нет» (Приложение 1). Опросник состоит из пяти шкал: автономность – 20 вопросов, информированность – 17 вопросов, принятие решения – 20 вопросов, планирование – 20 вопросов, эмоциональное отношение – 22 вопросов. Ответы подсчитываются по следующему ключу:

Полученные результаты по шкале «Автономность» мы занесли в таблицу 1 и изобразили с помощью диаграммы (рис. 1).

Таблица 1 Распределение показателей по шкале автономность (в %)

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

42

48

10

Рис. 1. Распределение показателей по шкале «Автономность»

Как видно из рисунка, по данной шкале 42% испытуемых показали высокий уровень автономности, у 48% выявлен средний уровень, тогда как у 10% учащихся обнаружили низкий уровень автономности. Эти результаты показывают, что в целом в данной выборке старшеклассники способны сами решить, какую профессию они хотят получить. Почти половина учащихся уже осознают свою независимость от родителей, они инициативны и изобретательны в реализации своих целей, умеют на достаточном уровне принимать серьезные решения.

Полученные результаты по шкале «Информированность» мы поместили в таблицу 2 и изобразили с помощью диаграммы (рис. 2).

Таблица 2 Распределение показателей по шкале «Информированность» (в %)

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

10

75

15

Рис. 2. Распределение показателей по шкале «Информированность»

Среди старшеклассников высокие показатели по шкале «Информированность» имеют 10%, средние показатели выявлены у 75%, а низкий результат показали 15%. Для того, чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации о профессиях, о рынке труда, о требованиях, которые предъявляются к человеку, в той или иной профессии и т. д. Следует отметить, что по данным исследований, большой объем информации о мире профессий в целом должны иметь уже школьники четвертого. В старших классах данной выборки мы наблюдаем недостаточную информированность с миром профессий.

Полученные результаты по шкале «Принятие решения» мы занесли в таблицу 3 и представили в виде диаграммы (рис. 3).

Таблица 3 Распределение показателей по шкале «Принятие решения» (в %)

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

32

58

10

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Методика констатирующего эксперимента
Данная методика адаптирована к задачам исследования и включает такие разделы, как исследование объема пассивного и активного словаря, исследование словаря антонимов и синонимов и обобщений. Исследование объема и качества пассивного и активного словаря. 1. Исследование пассивного словаря. Цель: Иссл ...

Правила проблемного обучения
Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию необходимо соб ...

Особенности развития воображения младших школьников
Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Вместе с тем можно наблюдать, как в воображении играю ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru