Эмпирическое исследование роли активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов

Педагогические практики » Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов » Эмпирическое исследование роли активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов

Страница 2

Рис. 3. Распределение показателей по шкале «Принятие решения»

Как видно из рисунка, высокие показатели имеют 32% старшеклассников, средние – 58%, низкие – 10%. Важным условием умения принимать решение является автономность и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу. Данная выборка в основном показала средний уровень по готовности принять решение, что может впоследствии оказать негативное влияние на выбор профессии.

Полученные результаты по шкале «Планирование» мы занесли в таблицу 4 и изобразили с помощью диаграммы (рис. 4).

Таблица 4 Распределение показателей по шкале «Планирование» (в %)

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

17

73

10

Рис. 4. Распределение показателей по шкале «Планирование»

По шкале «Планирование» высокие показатели выявлены у 17% испытуемых, средние – у 73%, низкие – у 10%. Высокие результаты по планированию своего профессионального пути свидетельствуют о том, что человек ставит главные цели жизни, определяет возможные пути и средства достижения ближайших целей, оценивает свои возможности и внешние препятствия. У старшеклассников преобладают средние результаты, т. е. планирование сформировано на недостаточном уровне.

Полученные результаты по шкале «Эмоциональное отношение» мы занесли в таблицу 5 и изобразили с помощью диаграммы (рис. 5)

Таблица 5 Распределение показателей по шкале «Эмоциональное отношение» (в %)

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

43

52

5

Рис. 3. Распределение показателей по шкале «Эмоциональное отношение»

Как следует из рис. 5 высокие показатели имеют 43% старшеклассников, средние – 52%, низкие – 5%. Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии включает в себя не только отношение к различным вариантам при выборе, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое-то решение, отношение к ответственности за решение и планирование, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т.д. Более половины старшеклассников данной выборки показали средние результаты,

Для более полного представления об уровне готовности учащихся данной выборки к выбору профессии мы предложили анкету, текст которой помещаем ниже.

Анкета

Уважаемый старшеклассник! Просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. По каким предметам Вы обучаетесь успешно?

2. Проводилось ли изучение Ваших склонностей, способностей, интересов?

3. Проводятся ли с Вами беседы, консультации по профессиональному самоопределению? Если да, то как часто?

4. Влияют ли родители, друзья на выбор Вами определенной профессии?

5. Определились ли Вы с выбором Вашей будущей профессии?

6. Какую профессию Вы хотите получить в будущем?

7. Почему именно эту профессию Вы выбрали для себя?

Анализируя ответы учащихся, мы выяснили, что 58% старшеклассников считают, что изучение склонностей, способностей, интересов у них проводилось, а 42% старшеклассников ответили, что подобное изучение не проводилось.

Из результатов анкетирования можно заметить, что лишь 15% испытуемых ответили, что с ними проводят консультации по профессиональному самоопределению, а 85% учеников считают, что таких занятий с ними не проводят.

На вопрос о влиянии родителей, друзей на выбор определенной профессии 26% опрошенных ответили, что данное влияние имеет место, 74% же учеников такого влияния не чувствуют.

В ходе анализа анкет выяснилось, что 58% старшеклассников определились с выбором будущей профессии, 42% ребят еще не решили, какую профессию они хотят получить.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Использование ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций для младших школьников на уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки
Ценностно-ориентированные воспитывающие ситуации для установления адекватной самооценки можно планировать и использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, русского языка и математики, а также во внеурочной деятельности. Средствами таких ситуаций могут выс ...

Формы организации учебной деятельности при обучении информатики
Одним из важнейших видов человеческой деятельности является учебная деятельность. Вся учебная деятельность может быть организована самыми разными видами, методами и формами. При обучении информатики так же можно использовать все многообразие способов. В рассматриваемой теме мы хотим уделить особое ...

Проблемное обучение как психолого-педагогический феномен
Проблемное обучение - это не абсолютно новое явление в педагогике. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Жан Жака Руссо. Особенно близко подходил к этой идее К.Д.Ушинский. Он, например, писал, что лучшим способом перевода механ ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru