Разработка программы профессионального самоопределения

Страница 1

В ходе нашего исследования мы установили, что в образовательном пространстве МОУ «Невонская средняя школа №2» старшеклассники имеют в основном средний уровень профессиональной готовности.

Таким образом, в процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, на наш взгляд, необходим непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.

Так, на основании изученной литературы [2], [29], [36], [45], [52], [58], проведенного исследования нами была разработана программа профессионального самоопределения школьников для данного общеобразовательного учреждения с учетом выявленных проблем.

Программа « Я и моя профессия»

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Профессиональное самоопределение должно быть направлено на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.

Программа по профориентации «Я и моя профессия» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.

Программа «Я и моя профессия» способствует активизации процесса самопознания, позволит учащимся сориентироваться в профессиях и специальностях, поможет в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей и реализоваться применительно к способностям, склонностям, характеру, темпераменту конкретной личности, поможет оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии.

Программа курса рассчитана на учащихся 14-16 лет. Продолжительность занятий – 40 минут. Программа рассчитана на 14 часов.

Цель программы:

формирование у школьников готовности к осознанному личностному, социальному и профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

· расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией;

· обеспечение подростков средствами самопознания, развитие умений по целеполаганию и планированию;

· сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.

Формы проведения занятий:

В процессе проведения профориентационной программы используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: индивидуальные и групповые беседы, рассказ, ролевая игра, деловая игра, тренинг, тестирование и т.д.

Занятия желательно проводить в звукоизолированном помещении. Где можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство – переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных упражнений.

Примерный перечень формируемых знаний и умений:

Учащиеся должны знать:

· значение профессионального самоопределения;

· классификацию профессий;

· понятие о профессиях и специальностях;

· понятие об интересах, склонностях, которые необходимы человеку в выборе профессии;

· понятие о темпераменте;

Учащиеся должны уметь:

· соотносить свои индивидуальные психологические и физиологические особенности с требованиями конкретной профессии;

· использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

· использовать приемы делового общения, стили разрешения конфликтов;

· пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;

· на основе самооценки и анализа своих желаний и способностей сделать самостоятельный и независимый профессиональный выбор.

Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Классификация профессий

1

2

Схема анализа профессий

1

3

Выбор и моделирование

1

4

Склонности и профессиональный путь

1

5

Профессиональный тип личности

1

6

Темперамент и выбор профессии

1

7

Профессия и здоровье

1

8

Человек в профессии. Какой он?

1

9

Осознание особенностей профессиональной деятельности

1

10

Многообразие профессионального труда

1

11

Мой профессиональный план

1

12

Осознание затруднений на профессиональном пути

1

13

Я глазами других

1

14

Заключительное занятие

1

Страницы: 1 2

Новости образования:

Тестирование педагога на определение уровня педагогической культуры
Можно ли определить творчес­кую индивидуальность как процесс культуры педагогического труда? Я убеждена, что от­ветить на такой вопрос одно­значно просто невозможно. Лю­бые суждения здесь будут отно­сительными. Поэтому предлага­емые ниже вопросы — только попытка определить, насколько творческая инд ...

Пути преодоления упрямства в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи
Упрямые дети доставляют массу неприятностей родителям, и те единодушно считают своих детей упрямыми. Но в детском саду далеко не все такие дети осмеливаются столь же настойчиво демонстрировать особенности своего характера, и поэтому воспитателям их упрямство не сразу бросается в глаза, а иногда и в ...

Игра
Игра – это единственная деятельность, с помощью которой сначала взрослый «войдет» в мир ребенка, а потом оттуда «поведет» его в свой взрослый мир. Качественное отличие этой точки зрения от общепринятых в социальной психологии состоит в том, что детство – это не просто подготовка к будущей взрослой ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru