В ходе нашего исследования мы установили, что в образовательном пространстве МОУ «Невонская средняя школа №2» старшеклассники имеют в основном средний уровень профессиональной готовности.
Таким образом, в процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, на наш взгляд, необходим непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.
Так, на основании изученной литературы [2], [29], [36], [45], [52], [58], проведенного исследования нами была разработана программа профессионального самоопределения школьников для данного общеобразовательного учреждения с учетом выявленных проблем.
Программа « Я и моя профессия»
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Профессиональное самоопределение должно быть направлено на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.
Программа по профориентации «Я и моя профессия» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.
Программа «Я и моя профессия» способствует активизации процесса самопознания, позволит учащимся сориентироваться в профессиях и специальностях, поможет в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей и реализоваться применительно к способностям, склонностям, характеру, темпераменту конкретной личности, поможет оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии.
Программа курса рассчитана на учащихся 14-16 лет. Продолжительность занятий – 40 минут. Программа рассчитана на 14 часов.
Цель программы:
формирование у школьников готовности к осознанному личностному, социальному и профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
· расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией;
· обеспечение подростков средствами самопознания, развитие умений по целеполаганию и планированию;
· сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.
Формы проведения занятий:
В процессе проведения профориентационной программы используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: индивидуальные и групповые беседы, рассказ, ролевая игра, деловая игра, тренинг, тестирование и т.д.
Занятия желательно проводить в звукоизолированном помещении. Где можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство – переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных упражнений.
Примерный перечень формируемых знаний и умений:
Учащиеся должны знать:
· значение профессионального самоопределения;
· классификацию профессий;
· понятие о профессиях и специальностях;
· понятие об интересах, склонностях, которые необходимы человеку в выборе профессии;
· понятие о темпераменте;
Учащиеся должны уметь:
· соотносить свои индивидуальные психологические и физиологические особенности с требованиями конкретной профессии;
· использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
· использовать приемы делового общения, стили разрешения конфликтов;
· пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
· на основе самооценки и анализа своих желаний и способностей сделать самостоятельный и независимый профессиональный выбор.
Тематический план
|
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
|
1 |
Классификация профессий |
1 |
|
2 |
Схема анализа профессий |
1 |
|
3 |
Выбор и моделирование |
1 |
|
4 |
Склонности и профессиональный путь |
1 |
|
5 |
Профессиональный тип личности |
1 |
|
6 |
Темперамент и выбор профессии |
1 |
|
7 |
Профессия и здоровье |
1 |
|
8 |
Человек в профессии. Какой он? |
1 |
|
9 |
Осознание особенностей профессиональной деятельности |
1 |
|
10 |
Многообразие профессионального труда |
1 |
|
11 |
Мой профессиональный план |
1 |
|
12 |
Осознание затруднений на профессиональном пути |
1 |
|
13 |
Я глазами других |
1 |
|
14 |
Заключительное занятие |
1 |
Новости образования:
Слово и образ в процессе воображения
Структурными единицами процесса воображения и речи является слово и образ. На основе работ Л.С. Выготского, Рибо, Е.А Лустина выдвигает свои гипотезы и разработки о слове и образе в процессе воображения. Само воображение как единый преобразовательный процесс в зависимости от условий и цели фантазир ...
Педагогическая деятельность
В.А. Сухомлинский был человеком целеустремленным. Всю свою сознательную жизнь он без остатка отдал делу коммунистического воспитания детей. Девиз его жизни очень точно выражен в названии одной из последних книг «Сердце отдаю детям». Расцвет педагогического творчества В.А. Сухомлинского приходится н ...
Ламберт
Идеи Ламберта, развитые им в сочинении «теория параллельных линий» (1766г.), близко примыкают к соображениям Саккери. Он рассматривает четырехугольник с тремя прямыми углами. Относительно четвертого угла так же возникают три гипотезы: этот угол прямой, тупой или острый. Доказав эквивалентность пято ...