В данном проекте принимают участие победители олимпиад различных уровней, школьники старших классов образовательных школ, лицеев, гимназий г.Ростова-на-Дону, желающих участвовать в командных играх, развивать эрудицию, заинтересованных в развитии собственных компетенциях в других предметных областях.
Безусловно, использование игр во внеурочной деятельности не является инновацией Центра. Б.Р. Мандель подчеркивает, что в науке уже определены понятия ролевых и дидактических, деловых, драматических, спортивных, военных, праздничных игр. Их педагогические функции и
назначение не вызывают сомнений. Но по-прежнему нет единого мнения относительно природы интеллектуальных игр, их происхождения, дефиниции. Не случайно немецкий философ Е.Финк считал игру настолько экзистенциальным феноменом, что она, по его мнению, " .отталкивает
от себя понятия . Игра — один из способов понимания, с помощью которого человек понимает себя ." [5].
Вероятно, выражение "интеллектуальные игры" впервые употребили К. Гроос, говоривший об их особой функции "дополнения" к бытию у людей, занимающихся физическим трудом [6], и "классик" игрологии М. Лазарус, различавший игры, связанные с физической деятельностью, влечением к зрелищам, азартные игры и игры интеллектуальные [7]. В последних происходит компенсация, дополнение эмоциональной (и интеллектуальной) сферы личности тем, что либо не испытывается в реальной жизни, либо подавляется эмоциями, связанными с достижением практических целей; в этой игре человек способен испытать радость от реализации своих умственных возможностей,
ощущение связи с группой, чувства, вызванные заслуженной победой, — все, что забыто в реальной жизни,
полной неудач, столкновений и
страстей [6].
"Интеллект подобен горящему светильнику, которому воображение, наподобие масла, доставляет материю для горения; а разум подобен пламени, которое на тысячу ладов озаряет выхваченные им предметы и словно в тонком трепетании рассеивает вокруг себя светоносные лучи", - писал Я.А. Коменский [8]. Поэтическая фраза Великого Дидакта служит веским основанием определения "интеллектуальный", применяемого в дальнейшем к играм, служащим "преддверием для вещей серьезных" [8].
Знаменательно и важно то, что интеллектуальные игры шагнули с экранов в молодежную (и не только) среду, став излюбленным досугом довольно значительного числа участников этого "движения". Практика проведения телевизионных игр показала, что игра, называемая интеллектуальной, достоверно помогает установить уровень развития и широты знаний, памяти и мышления, скорости мыслительных реакций у всех играющих. Участие в интеллектуальных играх не только является фактором интеллектуального становления личности, но и способствует развитию коммуникативных, социализирующих, когнитивных и волевых свойств характера.
Игра, называемая интеллектуальной, — индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты игровой и учебной деятельности — они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.). Эта деятельность является средством достижения игрового результата.
Вышеперечисленное дает основание утверждать, что интеллектуальная игра является интерактивным механизмом и учит принимать сложные, часто нестандартные решения, помогает разобраться в задачах коллектива, формирует профессиональные навыки, быстроту индивидуальной реакции играющего и быстроту коллективной реакции.
Эти особенности интеллектуальных игр были учтены нами при разработке, организации и апробировании первой городской предметной игры по химии.
Новости образования:
Многолетний процесс построения спортивной тренировки
Рациональное построение многолетней спортивной тренировки зависит от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс. Микроцикл – это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или около недельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий. Различаю ...
Взгляды педагога на мир
Как известно, философские знания являются основой мировоззренческих взглядов, поэтому именно они определяют те принципы и положения, которые В.А. Сухомлинский изложил в своей воспитательной теории. Педагог размышлял над поистине важными философскими проблемами, каждый раз заново переосмысливая и по ...
Факультативные занятия как способ развития творческих и познавательных
способностей ученика в области информатики
Факультативные занятия – это один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразовательной школе Российской Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения. На факультативные занятия в учеб ...