Развитие творческого мышления в процессе обучения

Педагогические практики » Инновационные технологии в обучении » Развитие творческого мышления в процессе обучения

Проблема развития творческого мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях психологов, педагогов. В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций: комбинировать информацию, определять причинно-следственные связи, планировать и выполнять практическую деятельность.

Развитие творческого мышления в педагогическом процессе обеспечивается в том случае, если по каждой теме учащиеся выполняют систему творческих заданий – комплекты творческих заданий по каждой из вышеперечисленных групп логических операций с помощью методов.

К этим методам относятся:

1. Анализ учебных текстов для выполнения творческих заданий.

2. Методы активизации творческого мышления:

а) «мозговой штурм»;

б) метод контрольных вопросов;

в) синектика - это метод решения творческих задач путём поиска аналогий;

г) метод фокальных объектов – это метод преобразования систем с помощью признаков случайно выбранных объектов;

д) морфологический анализ – это метод преобразования системы путём объединения различных элементов, веществ и явлений;

е) алгоритмические методы – это составление и применение алгоритмов для выполнения творческих заданий;

ж) системный анализ – это метод решения творческих задач путём использования элементов системы, в которой возникли затруднения, элементов окружающей среды и связи между ними.

Обучение учащихся применению этих методов, как в прямом, так и в комбинированном виде и составляет сущность развития творческого мышления.

Группа творческих заданий на комбинирование информации включает в себя следующие виды задания: выделение главного в тексте; сравнение; систематизация информации; изменение информации; дополнение информации; объединение текстов и заданий; самостоятельное составление текстов и заданий; исправление ошибок.

Группа творческих заданий на определение причинно-следственных связей включает следующие виды заданий: определение причин; определение закономерности; определение новой функции; определение связей между элементами системы.

Группа творческих заданий на планирование и выполнение практических действий: составление плана выполнения задания; планирование и проведение наблюдения; прогнозирование развития системы.

Новости образования:

Возрастные особенности младших школьников
Рост и вес. В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-ти летних детей составляет лишь 1.22 м, к подростковому возрасту, он увеличивается до 1.52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9-ти годам и немного обгоняя к 10-ти. ...

Понятие о коллективе в гуманистической педагогике
Основателем гуманистического направления в советской педагогике считают А.С. Макаренко, который, проведя теоретические и экспериментальные исследования детского коллектива, пришел к выводу о рол коллектива в формировании и развитии личности. Обратимся к сформированному им понятию коллектива. Под ко ...

Создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников экологических знаний
Целью формирующего педагогического эксперимента явился выбор условий для наиболее эффективного способа формирования уровня экологических знаний о живой природе у старших дошкольников. При разработке условий мы опирались на следующие источники: программы, направленные на экологическое воспитание дош ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru