Развитие творческого мышления в процессе обучения

Педагогические практики » Инновационные технологии в обучении » Развитие творческого мышления в процессе обучения

Проблема развития творческого мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях психологов, педагогов. В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций: комбинировать информацию, определять причинно-следственные связи, планировать и выполнять практическую деятельность.

Развитие творческого мышления в педагогическом процессе обеспечивается в том случае, если по каждой теме учащиеся выполняют систему творческих заданий – комплекты творческих заданий по каждой из вышеперечисленных групп логических операций с помощью методов.

К этим методам относятся:

1. Анализ учебных текстов для выполнения творческих заданий.

2. Методы активизации творческого мышления:

а) «мозговой штурм»;

б) метод контрольных вопросов;

в) синектика - это метод решения творческих задач путём поиска аналогий;

г) метод фокальных объектов – это метод преобразования систем с помощью признаков случайно выбранных объектов;

д) морфологический анализ – это метод преобразования системы путём объединения различных элементов, веществ и явлений;

е) алгоритмические методы – это составление и применение алгоритмов для выполнения творческих заданий;

ж) системный анализ – это метод решения творческих задач путём использования элементов системы, в которой возникли затруднения, элементов окружающей среды и связи между ними.

Обучение учащихся применению этих методов, как в прямом, так и в комбинированном виде и составляет сущность развития творческого мышления.

Группа творческих заданий на комбинирование информации включает в себя следующие виды задания: выделение главного в тексте; сравнение; систематизация информации; изменение информации; дополнение информации; объединение текстов и заданий; самостоятельное составление текстов и заданий; исправление ошибок.

Группа творческих заданий на определение причинно-следственных связей включает следующие виды заданий: определение причин; определение закономерности; определение новой функции; определение связей между элементами системы.

Группа творческих заданий на планирование и выполнение практических действий: составление плана выполнения задания; планирование и проведение наблюдения; прогнозирование развития системы.

Новости образования:

Необходимость воспитания экологической культуры
Экологическое воспитание и образование - самое эффективное средство улучшения экологической обстановки, поскольку в сравнении с другими направлениями природоохранных вложений дает наибольшую отдачу. Единая система всеобщего непрерывного экологического образования, которая охватывает все слои населе ...

Особенности развития ребенка в период раннего детства
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и ...

Место патриотического и гражданского воспитания в структуре воспитания общечеловеческих ценностей
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность общества по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, т.е. речь, и ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru