Развитие творческого мышления в процессе обучения

Педагогические практики » Инновационные технологии в обучении » Развитие творческого мышления в процессе обучения

Проблема развития творческого мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях психологов, педагогов. В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций: комбинировать информацию, определять причинно-следственные связи, планировать и выполнять практическую деятельность.

Развитие творческого мышления в педагогическом процессе обеспечивается в том случае, если по каждой теме учащиеся выполняют систему творческих заданий – комплекты творческих заданий по каждой из вышеперечисленных групп логических операций с помощью методов.

К этим методам относятся:

1. Анализ учебных текстов для выполнения творческих заданий.

2. Методы активизации творческого мышления:

а) «мозговой штурм»;

б) метод контрольных вопросов;

в) синектика - это метод решения творческих задач путём поиска аналогий;

г) метод фокальных объектов – это метод преобразования систем с помощью признаков случайно выбранных объектов;

д) морфологический анализ – это метод преобразования системы путём объединения различных элементов, веществ и явлений;

е) алгоритмические методы – это составление и применение алгоритмов для выполнения творческих заданий;

ж) системный анализ – это метод решения творческих задач путём использования элементов системы, в которой возникли затруднения, элементов окружающей среды и связи между ними.

Обучение учащихся применению этих методов, как в прямом, так и в комбинированном виде и составляет сущность развития творческого мышления.

Группа творческих заданий на комбинирование информации включает в себя следующие виды задания: выделение главного в тексте; сравнение; систематизация информации; изменение информации; дополнение информации; объединение текстов и заданий; самостоятельное составление текстов и заданий; исправление ошибок.

Группа творческих заданий на определение причинно-следственных связей включает следующие виды заданий: определение причин; определение закономерности; определение новой функции; определение связей между элементами системы.

Группа творческих заданий на планирование и выполнение практических действий: составление плана выполнения задания; планирование и проведение наблюдения; прогнозирование развития системы.

Новости образования:

Принципы организации внеурочной работы по учебным предметам
В.И. Казаренков выделил следующие принципы организации внеурочных занятий подростков и старшеклассников по учебным предметам: ¾ взаимосвязь внеурочных и урочных занятий; ¾ демократизация жизнедеятельности учащихся; ¾ гуманизация отношений между участниками педагогического проце ...

Анализ эффективности предложенной системы занятий по развитию произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Целью данного этапа эксперимента являлось: Выявление эффективности использования дидактической игры в процессе развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Формирование на основе полученных данных системы дидактических игр по математике, направленных на развитие ...

Зависимость становления педагогической позиции воспитателя от уровня развития педагогических способностей
Становление педагогической позиции современного воспитателя во многом зависит от развития у него педагогических способностей. Педагог - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического об ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru