Методика: "Оценка психологической атмосферы в группе"
Инструкция. Карта-схема представляет собой восьмибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы (коллектива).
Ход выполнения. Испытуемый отмечает определенное количество баллов для всех предложенных качеств. Предложенные качества противопоставлены качествам с противоположным значением, поэтому при оценки меньшие количество баллов соответствует качеству с более положительной смысловой нагрузкой.
Обработка результатов. Ответы всех испытуемых суммируются (∑), и по каждому качеству подсчитывается средняя оценка по формуле:
M = ∑ / n,
где M - средняя оценка, ∑ - сумма ответов по отдельному качеству, n - количество испытуемых, членов группы.
Полученный данные необходимо сравнить, проанализировать, тем самым выявить те, что более выражены в данной группе (1 <= М => 8).
Назначение. Методика даёт возможность, обобщив ответы всех членов группы, определять уровень её развития, а также сравнить между собой различные группы.
Инструкция. Вам предлагается ряд упражнений, которые охватывают самые разные стороны взаимоотношений в первичной группе. Членам группы нужно оценить, в какой степени каждая из предложенных для оценки утверждений характерно для данной группы. Давать оценку следует на основании одного из четырёх вариантов:
А - данное утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся в нашей группе;
Б - данное утверждение в общем характерно для нашей группы;
В - данное утверждение лишь в незначительной степени применимо к нашей группе;
Г - данное утверждение не характерно для системы отношений, сложившейся в нашей группе (у нас всё наоборот).
Опросник
В нашей группе главный критерий ценности человека - его отношение к труду, к коллективу.
В нашей группе новичок скорее всего не почувствует себя чужаком, а встретит доброжелательность и радушие.
В нашей группе нет козлов отпущения и любимчиков.
Члены нашей группы не пройдут равнодушно мимо чьей-то беды, им чужда мораль "моя хата с краю".
Дух бескорыстия и взаимопомощи отличает нашу группу.
Каждый из нас достаточно инициативен, чтобы в случае необходимости взять на себя ответственность за какое-то дело.
Для нас неприемлем принцип "Своя рубашка ближе к телу".
Успех каждого из нас искренне радует нас и не вызывает зависти.
Большинство из нас может поступиться личным ради общего дела.
Наша группа обычно не ждёт указаний, инициативы ей не занимать.
В нашей группе каждый ощущает себя ответственным за её успех.
Как правило, при решении важных вопросов мы всегда единодушны.
Наша группа достаточно сплочённая и организованная.
В случае неудач и поражений мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах.
Когда с нами нет руководителя, мы не теряемся и работаем не менее эффективно, чем в его присутствии.
Когда к нам в группы приходит руководитель, все обычно бывают рады.
Стиль руководства нашей группой ровный и доброжелательный.
Для нас не характерно, чтобы под горячую руку от руководства доставалось и правому, и виноватому.
У нас не принято отсиживаться и прятаться за спинами других.
Зная, что в своем стремлении поступить определённым образом группа пойдет по ложному пути, у каждого из нас хватило бы сил, чтобы остановит её от необдуманного шага.
У нас не промолчат, если увидят, что ты не прав.
После работы мы нередко свободное время проводим вместе.
У нас принято делиться своими радостями и заботами.
У нас тоже есть "диады" и "триады", но это не мешает нам чувствовать себя единой дружной семьёй.
В нашей группе нарушитель дисциплины будет держать ответ не только перед руководителем, но перед всей группой.
В нашей группе силы, внешней привлекательности, обладания престижными вещами ещё недостаточно для того, чтобы пользоваться уважением и популярностью.
Наша сплоченность скорее всего не пострадает, если в группу вольется сразу несколько новых членов.
Новости образования:
Роль задач в обучение, роль задач в развитие логического мышления
Решение многих задач требует от человека хорошо развитой способности к творческой деятельности или, по крайней мере, способности и умения отыскать более или менее оптимальное в данных условиях решение. Поэтому не удивительно то большое значение, которое современная наука придает изучению процесса ...
Принципы разработки учебного материала для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
При разработке, любой учебный материал должен отвечать определенным образовательным принципам. «Принципы - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деяте ...
Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных
навыков у младших школьников
Моменты формирования коммуникативных навыков можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками. Первая форма – эмоционально – практическое общение со свер ...