Методики проведения исследования и разработки мультимедийного учебно-методического пособия

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Методики проведения исследования и разработки мультимедийного учебно-методического пособия

Страница 3

Обработка и интерпретация результатов

Обработка данных производиться способом, который заключается в переводе буквенных ответов в баллы по следующей схеме:

А - 3 балла;

Б - 2 балла;

В - 1 балл;

Д - 0 баллов.

После определения общего суммарного результата производиться его соотнесение с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых групп, полученным количественным данным соответствуют следующие группы развития (Л.И. Умацкий, А.Н. Лутошкин):

67-81 - коллектив - "Горящий факел".

66-50 - автономия - "Алый парус".

49-34 - кооперация - "Мерцающий маяк".

33-20 - ассоциация - "Мягкая глина".

19 и менее - диффузная группа - "Песчаная россыпь".

Итак, детская группа в своем развитии на пути к коллективу проходит пять основных этапов, на каждом из них приобретая и проявляя определенные коллективистские качества и отношения.

1-й этап. Диффузная группа. Это начало формирования группы, первые шаги ее социально-психологического развития. Номинальная группа представляет собой лишь формальное объединение друг с другом ранее незнакомых людей. Здесь осуществляется общее знакомство людей, возникают симпатии в антипатии, происходит первичное распределение обязанностей в совместной работе, приводящее к появлению лидеров. На этом этапе группа может находиться от двух-трех дней до нескольких месяцев. В некоторых случаях возможен временный возврат группы на этот уровень с более высокого.

В номинальной группе каждый сам по себе. Актив у нее случайный и малочисленный, существует формально.

2-й этап. Группа-ассоциация. Эта группа имеет общую цель, официальную структуру, но не действует как единое целое. В ней еще нет организационного единства, психологической коммуникативности. Переход группы на этот этап развития происходит после знакомства учащихся друг с другом и связан с выработкой более менее устойчивых взаимных оценок, стабилизацией взаимоотношений, появлением признанных лидеров и стабильного актива, упрочением их позиций.

Группа может пройти этот этап развития за короткий период времени, а может и задержаться на нем. В первом случае будет происходить быстрое сплочение членов группы, формирование и накопление опыта совместной деятельности, выработка форм и норм взаимодействия. Во втором случае эти процессы замедляются и может даже наступить на некоторое время застой.

Деятельность группы-ассоциации нестабильна по целям и эффективности. Выполняются только те дела, которые интересуют всех, не требуют от участников особых усилий, длительного взаимодействия или напряжения. В остальных случаях в делах участвуют лишь активисты, а другие занимаются в основном личными проблемами. В группе-ассоциации четко выделяются несколько группировок школьников, имеющих разные, несовместимые цели, а иногда конфликтующих между собой. Общие интересы здесь или отсутствуют, или недостаточно осознаны.

Успехи и неудачи в группе-ассоциации переживаются всеми по-разному.

3-й этап. Группа-кооперация. Такая группа отличается установившейся структурой, высоким уровнем подготовленности к решению необходимых задач, сотрудничеством. О таких классах учителя в школах говорят, что они сильные, но не работают в полную силу. В группе-кооперации инициативный, признанный и авторитетный актив, способный напряженно работать и вести за собой всю группу. Однако здесь есть, причем отчетливо выраженный, “пассив”.

Жизнь таких групп разнообразна, они активно включаются в дела школы, лагеря и т.п., способны достигать высоких результатов в совместной деятельности. Однако их работа в целом отличается неритмичностью и повышенным эмоциональным напряжением.

Межличностные отношения и внутригрупповое общение в группе-кооперации носят в основном деловой характер.

Они подчинены решению конкретных задач.

Этап группы-кооперации занимает важное место в процессе образования коллектива. Единство целей и организованное взаимодействие при выполнении различных дел ускоряет развитие интеллектуального, эмоционального и волевого единства в группе. Так создаются условия для перехода группы на следующий уровень развития.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках информатики
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине (ОБЖ, биологии, географии, иностранному языку, истории, литературе, математике, ...

Исследовательская деятельность учащихся
Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом котор ...

Готовность учеников решать проблемные задания
Привлечение детей к решению проблемного задания возможно при условии общей и локальной готовности их к этому виду деятельности. Прежде чем рассмотреть содержание общей и локальной готовности, нужно выяснить особенности деятельности, которая осуществляется в процессе выполнения проблемного задания. ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru