Опытно - экспериментальная работа по использованию игровых технологий на уроках в начальном звене школы

Педагогические практики » Организация игровой деятельности младших школьников на уроках » Опытно - экспериментальная работа по использованию игровых технологий на уроках в начальном звене школы

Страница 5

Исходя из данных анкеты, мы можем сделать вывод, что 42% детей экспериментального класса не комфортно себя чувствую в классе и у 38% детей допустимые или неблагоприятные отношения с учителем.

Передо мной встала задача оживить мыслительную деятельность учащихся, пробудить активность, привить интерес к предметам интеллектуальной направленности.

Спасительным средством в этой проблеме явилось использование на уроках и во внеурочной практике различных видов игровой деятельности, а так же здоровье сберегающих технологий.

Таким образом, анализируя результаты анкеты можно сделать вывод, что дидактические игры, хотя и проводятся учителем, но не систематически. Учащиеся не всегда удовлетворены учебной деятельностью, из-за этого у них снижается мотивация к обучению, они часто устают и переутомляются от предложенной учебной нагрузки, как следствие у школьников снижается интерес к учебным предметам.

Отсюда следует, что проблема повышения интереса к учебе в классе актуальна, необходимо пользоваться средствами стимулирования деятельности учащихся на уроках, в состав которых входит и дидактическая игра, и использовать их надо систематически, на разных этапах урока.

Внедрение игровых технологий в образовательный процесс осуществлялось посредством реализации системы целенаправленной игровой деятельности как на уроках в начальном звене школы, так и во внеурочное время.

Игровые технологии, игровые приемы нашли свое отражение в системе уроков и воспитательных мероприятий, проводимых для экспериментального класса в период педагогической практики.

Тематическое планирование уроков с использованием игровых технологий:

Тема урока

Использованные игровые технологиии

Русский язык

11

Фонетика. Фонетический разбор слова

Игра «Шифровщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

22

Орфография

Игра «Найди трех друзей»

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

33

Графическое обозначение орфограмм

Игра «Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

Огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

44

Написание орфограмм –чк-;-чн-;

Игра «Все наоборот».

Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей.

Ребятам предлагается заменить предложенные словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.

Игрушка для елки-…(елочная игрушка)

Герой сказки- … (сказочный герой)

Сок яблока-… (яблочный сок)

Суп из молока -…(молочный суп)

Варенье из клубники-… (клубничное варенье)

Каша из гречки-… (гречневая каша)

Вода из речки-… (речная вода)

Скважина в замке -…(замочная скважина)

Мука из пшеницы -… (пшеничная мука)

Литературное чтение

55

Русские былины

Блиц опрос

Цель: проверка знаний русских былин

Ход игры: класс делится на 3 команды. Каждой команде задается вопрос на который они должны дать быстрый ответ. Если команда не может дать ответ, ход переходит следующей команде.

Назовите всех богатырей, которых вы знаете.

Кто самый старший и самый младший из богатырей?

Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)

Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец? (Святогор)

Где родился Добрыня Никитич? (в Рязани)

Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)

Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня - добрый, великий, Никитич - победитель, блестящий)

Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)

Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец)

Кто из богатырей носил прозвище "тихий"? (Добрыня Никитич)

Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)

Что богатырям указывало путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог) (в случае затруднения показать картину "Витязь на распутье")

"В плечах широк, тонок в поясе, брови черные вразлет - соболиные, глаза зоркие - соколиные, кудри русые вьются кольцами, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой и ухваткой ему равных нети сам ласковый, обходительный". Чей это портрет? (Добрыня Никитич)

С кем сражался Алеша Попович? (Тугарином Змеем)

Как звали коня Ильи Муромца? (Бурашкой)

66

Поучение Владимира Мономаха

Кроссворд

Цель: проверить полученные знания

Ход игры: на доске расчерчен кроссворд. читает вопрос, учащийся, который знает ответ выходит к доске и записывает слово. Затем ребятам предлагается составить свой кроссворд и поменяться с соседом по парте.

Жанр, в котором излагались правила жизни.

Жанр, используемый в публицистических целях. Один из авторов Иван Грозный.

Жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения.

Описание жизни святого.

Жанр, в котором велись погодные (по «летам» – по «годам») данные.

77

Басни Крылова

Викторина «Из какой басни строка»

Цель: проверка знаний басен Крылова

Ход игры: учитель читает строку из басни, учащиеся вспомнив название басни должны поднять руку и ответить. За правильный ответ ребята получают жетоны. В конце урока подводится подсчет жетонов.

А Васька слушает да ест. (“Кот и Повар”).

Да только воз и ныне там. (“Лебедь, Щука и Рак”).

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом. (“Стрекоза и Муравей”).

Хоть видит око, да зуб неймёт. (“Лисица и Виноград”).

От радости в зобу дыханье спёрло. (“Ворона и Лисица”).

У Сильного всегда бессильный виноват. (“Волк и Ягнёнок”).

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (“Зеркало и Обезьяна”).

Ты всё пела? Это дело

Так поди же, попляши. (“Стрекоза и Муравей”).

А он украдкою кивает на Петра. (“Зеркало и Обезьяна”).

88

Сказка- лож, да в ней намек. Сказки Пушкина

Сказочный предмет

Цель: проверка знаний и обобщение изученного материала по творчеству А.С.Пушкина

Ход игры: учитель показывает карточку с предметом. Задача команды — назвать сказку, где встречается данный предмет. За правильный ответ — 1 балл.

Яблоко - «Сказка о мертвой царевне .»

Зеркало - «Сказка о мертвой царевне .»

Кольцо - «Сказка о рыбаке и рыбке»

Жемчужное ожерелье - «Сказка о рыбаке и рыбке»

Орех - «Сказка о царе Салтане»

Веревка — «Сказка о попе и работнике его балде»

Мешок — «Сказка о золотом петушке»

Математика

99

Геометрические фигуры

"Команда внимательных".

Цель: совершенствовать знания по теме "Геометрический материал", формировать умение активно оперировать геометрическими понятиями, развивать внимание, память, чувство коллективизма.

Ход игры: на доске вывешены 3 таблицы. Детям предлагается хорошо рассмотреть их и запомнить расположение геометрического материала, затем им необходимо воспроизвести расположение фигур.

От каждой команды к доске приглашается по одному человеку.

110

Геометрические фигуры. Квадрат

«Волшебные спички»

Цель: развитие логического мышления

Ход игры: на доске учитель рисует фигуру из спичек( или фигура из спичек раскладывается на парте у каждого ученика).

111

Оценка суммы

«Магический квадрат»

Цель: способствовать формированию вычислительных навыков, а также развитию мышления

Ход игры: на доске расчерчивается квадрат 3*3.

Ребятам необходимо заполнить квадрат числами так, чтобы по всем строкам, столбцам и диагоналям в сумме получалось число 15. Чтобы учащимся было легче, можно заполнить 2-3 квадраты

2

9

4

7

5

3

6

1

8

Окружающий мир

112

Времена года

«12 месяцев»

Цель: закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности . Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Активизировать двигательную активность детей. Развивать умение работать в коллективе

Ход игры: учащимся выдаются картинки с изображением природы , на доске вывешены надписи месяцев ( можно воспользоваться иллюстрациями из календарей природы)

На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.

113

Растения

«Где растёт?»

Цель: Знать место произрастания конкретных овощей и фруктов.

Ход игры: учитель показывает ученикам овощи и фрукты, а они объясняют. Кто ошибается, читает стихотворение о природе

114

Грибы

«На полянке» ( кто больше узнает и назовет грибов)

Цель: закрепить полученные знания о грибах. Развивать познавательную деятельность. Развивать умения анализировать, делать выводы. Развивать интерес к природе.

Ход урока: у детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных, которые будут служить подсказками для определения названия грибов.На партах карточки – грибы

Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3-4 гриба. Дети должны найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределены таким образом, что под березой нарисован подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит лиса» - лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте – поганки.

Внеурочная деятельность

115

Классный час «Мир профессий»

«Азбука профессий».

Цель: расширить представление детей о мире профессий

Класс делится на две команды, и весь алфавит соответственно на две части. Команды должны за 5 минут записать названия профессий на все выписанные им буквы алфавита (подсчитать очки).

116

Классный час "Дружба"

“Давайте говорить друг другу комплименты”.

Цель: формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе

Ход игры: учащиеся выбирают себе пару, идут навстречу друг другу. Шаг вперед делает тот, кто сказал комплимент, похвалил за что-то. Выигрывает та пара, которая быстрее прошла свой путь.

117

Классный час

«Дорога к здоровью»

«Кто быстрее соберёт пословицы?»

Цель: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни

Ход игры: на доску прикрепляются таблички с фрагментами пословиц. Учащиеся должны найти потерявшиеся части пословиц.

1) Живи разумом, … 1) и золотой кровати.

2) Здоровье сгубишь - … 2) так и лекаря не нужно.

3) Не рад больной … 3) новое не купишь.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новости образования:

Программные средства, необходимые для разработки web-сайта по проверке уровня знаний математики учениками малдших классов
Язык разметки гипертекстовых страниц (HTML – HypertextMarkupLanguage) представляет собой язык, разработанный специально для создания Web-документов. Он определяет синтаксис и размещение специальных инструкций (тегов), которые не выводятся на экран, но указывают браузеру, как отображать содержимое д ...

Развитие логического мышления в геометрии
Задача преподавания геометрии – развить у учащихся три качества: пространственное воображение, практическое понима­ние и логическое мышление. Разумеется, в задачи курса геометрии входит: дать учащимся, как это принято говорить, основные знания и умения в области гео­метрии. Однако все же главные, г ...

Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся
В январе 1908 года в г. Бостоне начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение т ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru