Особенности развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержке психического развития

Педагогические практики » Связная речь младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития » Особенности развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержке психического развития

Страница 1

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития, их психофизическое развитие изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяют своеобразие их речевого развития: речевая инактивность, ограниченность словаря, бедность грамматических конструкций, затруднения при развёрнутом связном высказывании. Логопедические исследования С.Г.Шевченко показали, что около 40% обследованных детей с задержкой психического развития имеют дефекты как устной, так и письменной речи [43].

Исследования В.А.Ковшикова и Ю.Г.Демьянова выявили, что из 40 детей7-9 лет у 38 (95%) выявлены разнообразные нарушения речи [15].

Исследования Е.В.Мальцевой в младших классах школы для детей с задержкой психического развития выявили 39,2% детей с дефектами речи. [15]

Причём, выше перечисленные учёные указывают, что картина проявлений нарушений речи достаточно разнообразная: у третьей части школьников, имеющих речевые нарушения, наблюдается изолированный фонетический дефект; у половины обследуемых учащихся речевой дефект распространяется на всю звуковую сторону речи (звукопроизношение, фонематические процессы), что обуславливает нарушение письма; у остальных детей дефект речи охватывает все стороны речевой системы (звуковую, смысловую). Отмечается и несформированность у многих детей анатомо-физиологических предпосылок развития речи: наблюдаются отклонения в строении органов артикуляции, недостаточность орального праксиса.

Таким образом, дефекты речи у детей с задержкой психического развития проявляется на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и обусловлены особенностями их психофизического развития. Следовательно, можно говорить о задержке психического развития, осложнённой речевой патологией. Вместе с тем можно выделить случаи сложного дефекта, когда задержка психического развития сочетается с общим недоразвитием речи. Таких школьников по данным Е.В.Мальцевой 22,5%. [43]

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развёрнутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, Р.Е.Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трём уровням. Каждый уровень характеризуется определённым соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей [20].

Анализ данных логопедической практики, педагогического опыта изучения детей с общим недоразвитием речи позволил установить, что вариативность проявлений общего недоразвития речи у детей не исчерпывается тремя уровнями речевого развития. Указания на это содержатся в работах ряда исследователей – Т.Б.Филичева, Л.С.Волкова, С.Н.Шаховская и др В результате длительного комплексного психолого-педагогического изучения детей с общим недоразвитием речи Т.Б.Филичевой была выявлена ещё одна категория детей с общим недоразвитием речи, “ у которых признаки речевого недоразвития оказываются стёртыми” и не всегда правильно диагностируются как системное и стойкое недоразвитие речи [4].

К числу важнейших задач логопедической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической контекстной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для усвоения программного материала в школе. Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи [4].

Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи.

Развитию диалога, который является основной формой речевого общения, уделяется большое внимание уже с самого начала логопедической работы в первом классе школы для детей с задержкой психического развития. Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Упрямство
каприз воспитание детский упрямство Упрямство – это своеобразная защитная реакция ребенка, протест против ущемления его самостоятельности. И, кстати, чем он сильнее, тем сильнее его Я – основа будущего характера. Подумайте, какой ценой вы стремитесь оставить его в прежних рамках? И не думайте, что ...

Техника безопасности при проведении химических демонстраций
Для успешного осуществления химического эксперимента необходимо знать и соблюдать правила техники безопасности. Согласно «Правилам техники безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ» при проведении демонстрационных опытов необходимо выполнять требования: 1. Обучающимся, которым по со ...

Значение творческой индивидуальности в работе педагога
О творческой индивидуальности педагога можно говорить тогда, когда он выступает не как ис­полнитель, а как самостоятель­ный, автономный субъект дея­тельности и его действия и их результат выходят за рамки традиционно принятых в педа­гогическом сообществе. Яркая индивидуальность учителя поз­воляет е ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru