Анализ результатов констатирующего эксперимента

Страница 5

При исследовании словаря синонимов (задание III) в обеих группах было отмечено большое количество ошибочных ответов. Дети ЭГ допустили ошибки в преобладающем количестве слов в отличие от детей КГ, которые выполнили это задание более успешно. Причиной этого может быть не только усталость, истощаемость детей, их эмоционально – волевая неустойчивость, но и ограниченность, бедность словарного запаса, трудности его актуализации.

Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния словаря синонимов

Диаграмма 7

Результаты исследования словаря синонимов у детей ЭГ показали следующее: 5 % детей получили 5 баллов, 25 %-4 балла, 35 % детей набрали по 3 балла, 25% детей – по 2 балла и 10% детей набрали всего по 1 баллу, в отличие от результатов детей КГ, 7 человек из которых набрало по 5 баллов, 6 человек – по 4 балла и 3 человека – 2 балла (диаграмма 7). Трудности вызвал подбор синонимов к словам: «сообразительный», «печалиться», «смелый», «плясать». Дети ЭГ часто подбирали синоним - слово той же части речи, близкое по смыслу: «доктор» - Айболит, хирург, «печалиться» - плакать. Встречались ошибки, связанные с объяснением значения слова, характерные больше для группы КГ: «глядеть – это по сторонам поворачивать голову», «плясать – это когда быстро-быстро». В ряде случаев дети ЭГ называли вместо синонимов формы исходного слова или родственные слова: «радостно» - рад, «плясать» - пляшет и т.д.

Выполняя задание на исследование словаря антонимов (задание IV), дети с нормальным речевым развитием выполнили его хорошо, их ошибки были единичными и носили нестойкий характер, в отличие от детей с ОНР, которые затруднялись в подборе правильных антонимов.

При исследовании словаря антонимов у детей ЭГ выявлены следующие результаты: у 5 % детей набрано по 5 баллов, у 36 % детей – по 4 балла, у 20% детей – по 3 балла 39% детей получили по 2 балла Дети КГ набрали: 50 % детей – по 5 баллов, 40% – по 4 балла и 10 % – 3 балла (диаграмма 8).

Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния словаря антонимов

Диаграмма 8

Дети с нормальным речевым развитием отвечали быстро, без особых затруднений, иногда давали больше одного варианта ответа. В отличие от них, дети с ОНР часто испытывали затруднения при ответе, прибегали к помощи экспериментатора в виде наводящих вопросов, подсказок.

Самые распространенные ошибки у детей ЭГ были связаны с воспроизведением слов – стимулов с частицей НЕ: «бежать» - не бежать, «грустный» - не грустный, «узкий» - не узкий, «громко» - не громко , «горе» - не горе и т.д. Частой ошибкой (в 6 случаях) было называние слов, близких по смыслу предполагаемому антониму: «хороший» - злой, «грустный» - смеющийся и т.д.

В 3х случаях дети с ОНР подбирали вместо антонима синоним к исходному слову: «грустный» - печальный, «горе» - беда, «большой» - огромный. В 2х случаях дошкольники ЭГ называли слова, близкие по ситуации к исходному слову: «бежать» - идти, «узкий» - короткий.

Таким образом, дошкольники КГ справились с этим заданием намного успешнее, чем дошкольники ЭГ, которые столкнулись с большим количеством трудностей при ответе.

В целом можно отметить, что с заданием на подбор антонимов дети ЭГ и КГ справились намного успешнее, чем с заданием на синонимы.

Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния словаря обобщающих слов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новости образования:

Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Например. Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительског ...

Методика преподавания темы «Параллельные прямые»
К понятию о параллельных прямых следует подвести учащихся следующим образом. Учащимся предлагается провести произвольную прямую АВ, отметить на ней две близлежащие точки М и N, и провести через эти точки к прямой АВ перпендикуляры ММ1 и NN1. ставиться вопрос, пересекутся ли эти перпендикуляры, если ...

Средства и формы музейной деятельности: эффективностьвоздействия на личность
Рассмотренные в предыдущем параграфе особенности музейной коммуникации с точки зрения возможностей включения музея в педагогический процесс общества расширяют возможности воспитательной деятельности общества через использование инструментов музейной деятельности. Сегодня включение форм и средств му ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru