Анализ результатов констатирующего эксперимента

Страница 6

Диаграмма 9

По данным исследования с предложенным заданием на классификацию предметов из 20 детей экспериментальной группы 45% детей выполнили задание на 4 балла, 5% детей на 3 балла, 10%- на 2 балла. Анализ результатов показал, что не у всех детей сформированы операции классификации. Чаще всего наблюдались вербальные парафазии, причем, в основном, по смысловому признаку:

-замена обобщающего слова словом более конкретного значения (птица-ласточка, галка, снегирь; дерево-сосна, ель, дуб)

-замена обобщающего слова на функциональную принадлежность, способ передвижения (тарелка, кастрюля чашка, чтобы есть; паук, жук, бабочка – летают).

В результате исследования выявилось, что у детей с ОНР активный словарь ниже возрастной нормы. Существенным недостатком восприятия у этих детей ОНР является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «не схваченными». Дети с ОНР воспринимают за определенное время меньший объем материала, чем нормально развивающиеся сверстники.

У них отмечается сильная истощаемость внимания и крайняя неусидчивость. Все это свидетельствует о том, что вследствие нейропсихологических особенностей у детей с ОНР в дошкольный период не накапливается достаточного речевого опыта.

По результату исследования можно сделать вывод, что у детей с речевой патологией слухоречевая память развита на достаточно низком уровне. Особенность в воспроизведение слов детьми с недоразвитием речи состояла в том, что почти все они периодически воспроизводили вместо нужного слова другое слово (вербальную парамнезию).

Мы отметили нарушение функционально-операционной стороны мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), а также замедленность и ригидность мыслительных процессов, что в полной мере проявилось в задании на классификацию слов.

Неполноценность неречевых психических функций при ОНР в силу системного строения психической деятельности человека, при которой познавательные, волевые и мотивационные процессы находятся в неразрывном единстве, обусловливает ряд особенностей речевого развития ребенка, оказывает влияние на развитие словаря, вызывая его своеобразие.

Мы предполагаем, что причины психического и речевого недоразвития у детей с ОНР, в отягощенном анамнезе, мы знаем что практически у всех детей с ОНР были выявлены такие неблагоприятные факторы пренатального периода, как: токсикозы беременности, несовместимость матери и плода по резус-фактору, хронические заболевания матери, болезни матери простудными заболеваниями, недоношенность, применения лекарственных препаратов; натального периода: асфиксии, обвития пуповиной, кесарева сечения, стремительные роды, травмы при рождении, использования механической стимуляции; постнатального периода: тяжело протекающие соматические заболевания и инфекционные заболевания. неблагоприятное влияние социально-психологических факторов.

Особенностью лексики детей ОНР является ограниченность словарного запаса; более значительное, чем в норме, расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объём пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Дети с речевым нарушением характеризуются отставанием в развитии большинства лексических категорий, особенно предикативного и атрибутивного словарей. Данные нашего исследования подтверждаются исследованиями Н.В. Серебряковой, Л.В. Лопатиной [27]. Необходимо указать, что дети контрольной группы проявили более высокие, чем у дошкольников экспериментальной группы, способности в процессе выполнения заданий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новости образования:

Основные принципы обучения математике
Принцип (от лат. слова principium - основа, первоначало) - руководящая идея, основное правило деятельности, поведения в определенной ситуации. Принципы обучения являются центральным понятием, основанием системы обучения. Они представляют из себя систему основных дидактических требований, выполнение ...

Педагогическое обеспечение духовно-творческого становления личности дошкольников
От природы в человеке заложены огромные потенциальные возможности. Можно предположить, что они указывают на возможность восхождения человека к духовным состояниям, которые лежат в основе творчества и духовности, ибо нельзя представить творческий продукт, который не был бы одухотворен, пропитан чело ...

Методы проблемного обучения
Суть проблемного изложения заключается в том, что учитель создает проблемную ситуацию, формулирует проблемное задание, сам его решает, показывая детям этапы, их последовательность, образец рассуждения на каждом из них Общая структура метода проблемного изложения включает такие основные действия вза ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru