Анализ результатов констатирующего эксперимента

Страница 4

Дети ЭГ часто заменяли названия одних предметов на другие на основе внешнего сходства: «воробей» - синица; «тюльпан» - роза, мак; «шляпа» - панама; «ботинки» - кроссовки; «гусь» - утка, «оса» - пчела; «лук» - чеснок; «волк» - собака, «лось» - олень, «рысь» - леопард, «юбка» - платье, «слива» - вишня, «туча» - облако и т.д.

Встречались замены одних слов на другие на основе сходства по признаку функционального назначения: «блюдце» - тарелка; «сковородка» - кастрюля; «кресло» - диван; «автобус» - маршрутка; «чашка» - кружка, «рубашка» - свитер.

Дети с речевым дефектом заменяли одни слова другими, ситуативно связанными с ними, например: «зима» - снег, «день» - солнце, «учитель» - «школа». В некоторых случаях частное понятие заменялось общим: «куртка» - одежда, «лимон» - фрукт, «волк» - зверь.

Чаще всего ошибки встречалось в следующих существительных: «лось», «овца», «индюк», «смородина», «рубашка», «валенки», «платок», «клещи», «лещ», «окунь», «рысь», «сосна», «сорока», «грач», «ласточка», «лебедь», «скворец», «цапля», «тыква», «юбка», «кепка», «сандалии». Отсутствие этих слов в активном словаре детей с ОНР объясняется бедностью словарного запаса, малой активизацией лексики в различных видах деятельности и ограниченном запасе представлений об окружающем мире.

Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния активного атрибутивного словаря

Диаграмма 5

Большое количество ошибок было отмечено при обследовании активного словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи. Во многих случаях слова «широкий», «высокий», «длинный», «толстый» были заменены на слово «большой», слова «короткий», «узкий», «низкий», «тонкий» - на «маленький». Дети ЭГ часто не могли назвать правильно оттенки цветов («сиреневый», «голубой», «оранжевый»), формы предметов («прямоугольный», «овальный», «треугольный»).

Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния активного предикативного словаря

Диаграмма 6

Особые трудности у группы детей с общим недоразвитием речи вызвали задания на исследование активного словаря глаголов. Большее число ошибок было допущено исследуемыми ЭГ при ответе на вопросы: «Кто как передвигается?» и «Что чем делают?». Дети с ОНР допускали такие ошибки, как подбор глагола другого значения («читает» - учится, смотрит; «подметает» - убирается; «катается» - едет; «ползет» - идет, ходит; «прыгает» - скачет; «стирает» - моет; «плывет» - едет; «обувается» - одевает; «лечит» - смотрит, «лежит» - спит; «пилит» - режет; «рубит» - ломает и т.д.)В отличие от детей КГ, которые допускали ошибки в назывании не более чем в 8 глаголах, дети ЭГ ошибались в назывании от 15 до 28 глаголов.

Благодаря полученным данным в ходе обследования, мы выяснили, что активный словарь детей с ОНР достаточно ограничен, по сравнению с детьми с нормальной речью, и намного беднее пассивного словаря у детей ЭГ. Количество отказов и неправильных ответов по всем частям речи в активном словаре у детей с речевым дефектом на много больше, чем у детей КГ. При сравнении количества ошибок, выяснилось, что в группе детей с нормальным речевым развитием ошибок было гораздо меньше, чем в группе детей с общим недоразвитием речи. Дети ЭГ допускали ошибки в употреблении имен существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Эти ошибки можно отнести к ситуативным заменам: замены названий признаков предмета и действий с предметами на названия самих предметов («рубить» - топор, «режет» - нож; «мягкий» - кресло). Это говорит о том, что в сознании детей с ОНР значения предмета, действия, признака пока еще не выделены в самостоятельные понятия. Дети КГ допускали небольшое количество ошибок несистематического характера. В речи некоторых отсутствовали редко употребляемые слова (клещи, валенки).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новости образования:

Теория проблемно-деятельностного обучения
Данная теория реализует два основополагающих принципа обучения: Принцип проблемности; Принцип деятельности в обучении. Сущность теории проблемно – деятельностного обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающиеся, опираясь на приобретенн ...

Особенности формирования мотивация к изучению предмета
Разные авторы дают различные определения мотивации [22, 29, 30, 31, 34]. Мотивация – (от лат. moveo – двигаю) система мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности [29]. Есть такие определения: 1. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъект ...

Аксиологический подход к исследованию проблем становления и развития образовательного идеала
Идеал (греч. idea - образец, норма) - идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. Впервые в теорию это понятие ввел Кант. По Канту, идеал не может быть сформирован вне целеполагания, он возможен лишь применит ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru