2. Лото «Кто как передвигается?» (Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.)[27].
Содержание: На карточках изображены звери птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Ребенок должен найти у себя соответствующую картинку, назвать ее и определить, как передвигается данное животное. Одновременно можно предложить задание на обобщение значения слов.
3. Игра с мячом «Скажи наоборот» (Седых Н.А.)[33]
Содержание: Дети стоят в шеренге лицом к логопеду. Он произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним («слово – неприятель») к заданному слову и вернуть его ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова.
Речевой материал: входить - …; включать -…; строить -…; засыпать -…;хвалить - …; говорить - …;начинать -…; встречать - .; поднимать - …
6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.
I этап: Развитие пассивного словаря обобщений.
Задачи:
- Обогащение словаря обобщающих слов.
- Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Классификация предметов по картинкам (Новоторцева Н.В.)[30].
Содержание: Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов:
Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.
Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.
Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова.
Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.
2. Выделить из серии слов (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)[18]. Содержание: Детям дается задание выделить из серии слов:
а. Только названия домашних животных:
Лиса, волк, собака, заяц.
Лошадь, теленок, лось, медведь.
Белка, кошка, петух.
б. Только названия транспорта:
Грузовик, метро, самолет, скамейка.
Автобус, дорога, вертолет, пассажир.
Поезд, купе, пароход, якорь.
Трамвай, водитель, троллейбус.
3. Игра «Назови лишнее слово» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)[18]
Содержание: Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.
Кукла, песок, ведро, юла, мяч.
Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.
Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.
Бутылка, банка, сковорода, кувшин, стакан.
II этап: Активизация и закрепление словаря обобщающих слов.
Задачи:
- Актуализация обобщений.
- Обогащение словаря обобщающих слов.
- Развитие словесно-логического мышления.
- Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. «Назови одним словом». (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)[18].
Содержание: Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом.
Например:
Как назвать одним словом то, что растет на грядке в огороде, используется в пище? (Овощи)
Как назвать одним словом то, что растет на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие? (Фрукты)
Новости образования:
Использование НИТ в организации ученического самоуправления
Существует достаточно большое количество научно-педагогических исследований, доказывающих, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда даже большую, чем традиционные формы обучения эффективность в образовательном процессе. В концепции воспитательной школы определена модель ...
Значение дидактических игр
«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту - атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обстановке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» С.Т. Шацкий. Реально смена игровой де ...
Метод проектов в зарубежном и
российском образовании
Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "брос ...