II этап: Активизация и закрепление словаря существительных.
Задачи:
- Актуализация и обогащение словаря существительных.
- Развитие словесно-логического мышления.
- Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Игра «Угадай, кто так делает?»
Содержание: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: Воркует кто?(Голубь.) Жужжит кто?(Жук.) Жалит кто?(Пчела.) и т.д.
2. Игра «Чудесный мешочек».
Содержание: Каждый ребенок, закрыв глаза, достает один из предметов одежды (кукольной) и угадывает название. При этом произносит: «Я взяла сарафан, кофту, куртку». Далее логопед просит разложить одежду на две стопочки: в одной - для девочек, в другой для мальчиков.
3. «Разложи картинки по сходству» (Ушакова О.С.)[40].
На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.
Содержание: детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2—3 картинки. Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.
4. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии на основе различных признаков) (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)[18].
Содержание: Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе различных типов смысловых связей: родовидовых; часть — целое; предмет и его функция; явление и средство, с помощью которого оно осуществляется; название предмета и то, из чего он сделан; предмет и его месторасположение и др.
Огурец — овощ, ромашка — (земля, цветок, клумба).
Помидор — огород, яблоко — (забор, сад, груша).
Часы — время, градусник — (кровать, температура, окно).
Машина — мотор, лодка — (парус, вода, палуба).
5. Дополнение смыслового ряда (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)[18].
Содержание: Логопед предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово.
Гвоздь — молоток, шуруп — .
Дом — крыша, книга — .
Квадрат — куб, круг — .
Птица — яйцо, растение — .
Слова для справки: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, потоп, банк (или кошелек), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.
4 направление. Обогащение словаря антонимов.
I этап: Развитие пассивного словаря антонимов.
Задачи:
- Развитие антонимии.
- Развитие словесно-логического мышления.
- Развитие слухового внимания.
Примерные виды заданий:
1. Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля»[30].
Содержание: Предлагается ряд слов, из него надо выбрать слова-«неприятели».
Друг, печаль, враг.
Высокий, большой, низкий.
Ночь, сутки, день.
Длинный, большой, короткий.
Радость, смех, печаль.
Большой, низкий, маленький.
Поднимать, опускать, брать.
II этап: Активизация и закрепление словаря антонимов.
Задачи:
- Актуализация антонимов.
- Развитие связной речи.
Новости образования:
Значение дидактических игр
«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту - атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обстановке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» С.Т. Шацкий. Реально смена игровой де ...
Воспитательный процесс, необходимый для формирования качеств детской
личности
Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка. С первых лет жизни под влиянием взрослых ребенок в процессе игр, посильного труда, учения активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает ...
Проблемная ситуация и учебная проблема: способы и условия создания
Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие этих двух деятельностей. Проблемное преподавание определяется как деятельность учите ...