Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР

Педагогические практики » Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи » Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР

Страница 3

II этап: Активизация и закрепление словаря существительных.

Задачи:

- Актуализация и обогащение словаря существительных.

- Развитие словесно-логического мышления.

- Развитие слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

1. Игра «Угадай, кто так делает?»

Содержание: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: Воркует кто?(Голубь.) Жужжит кто?(Жук.) Жалит кто?(Пчела.) и т.д.

2. Игра «Чудесный мешочек».

Содержание: Каждый ребенок, закрыв глаза, достает один из предметов одежды (кукольной) и угадывает название. При этом произносит: «Я взяла сарафан, кофту, куртку». Далее логопед просит разложить одежду на две стопочки: в одной - для девочек, в другой для мальчиков.

3. «Разложи картинки по сходству» (Ушакова О.С.)[40].

На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.

Содержание: детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2—3 картинки. Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

4. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии на основе различных признаков) (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)[18].

Содержание: Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе различных типов смысловых связей: родовидовых; часть — целое; предмет и его функция; явление и средство, с помощью которого оно осуществляется; название предмета и то, из чего он сделан; предмет и его месторасположение и др.

Огурец — овощ, ромашка — (земля, цветок, клумба).

Помидор — огород, яблоко — (забор, сад, груша).

Часы — время, градусник — (кровать, температура, окно).

Машина — мотор, лодка — (парус, вода, палуба).

5. Дополнение смыслового ряда (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)[18].

Содержание: Логопед предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово.

Гвоздь — молоток, шуруп — .

Дом — крыша, книга — .

Квадрат — куб, круг — .

Птица — яйцо, растение — .

Слова для справки: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, потоп, банк (или кошелек), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

4 направление. Обогащение словаря антонимов.

I этап: Развитие пассивного словаря антонимов.

Задачи:

- Развитие антонимии.

- Развитие словесно-логического мышления.

- Развитие слухового внимания.

Примерные виды заданий:

1. Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля»[30].

Содержание: Предлагается ряд слов, из него надо выбрать слова-«неприятели».

Друг, печаль, враг.

Высокий, большой, низкий.

Ночь, сутки, день.

Длинный, большой, короткий.

Радость, смех, печаль.

Большой, низкий, маленький.

Поднимать, опускать, брать.

II этап: Активизация и закрепление словаря антонимов.

Задачи:

- Актуализация антонимов.

- Развитие связной речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новости образования:

Организационные формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку
В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия «массовости», В.И. Шепелева предлагает различать фо ...

Формы организации учебной деятельности при обучении информатики
Одним из важнейших видов человеческой деятельности является учебная деятельность. Вся учебная деятельность может быть организована самыми разными видами, методами и формами. При обучении информатики так же можно использовать все многообразие способов. В рассматриваемой теме мы хотим уделить особое ...

Обучающие игры для предметов гуманитарного цикла
Ключевым моментом подавляющего большинства инновационных технологий является игра. Она занимает особенное место среди средств активизации учебного процесса. Исследования показывают, что, включаясь в игровые ситуации, ученики значительно меньше утомляются, чаще испытывают положительные эмоции и удов ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru