Значение дидактических игр

Страница 1

«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту - атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обстановке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» С.Т. Шацкий.

Реально смена игровой деятельности на учебную происходит не сразу, ребенок пошел в школу, сел за парту - ему все, что происходит в классе интересно, он исполняет указания учителя, но он психологически остался тем малышом, который своей стихией по-прежнему бессознательно принимает игру. В ситуациях игры ребенок вступает в отношения соревнования и самоутверждения в ловкости, выносливости, смекалке. Здесь он учится подчинению правил, моральным победам над собой в ситуациях успеха и неуспеха. Здесь же он получает возможность переключиться от напряжения к расслаблению. Подавляющее число детей быстро утомляются от монотонной учебной деятельности и начинают скучать, отвлекаться. Здесь-то и приходит на помощь делу привычная и любимая игра. Игра ассоциируется с удовольствием, со свободой выбора сюжета, действий, свободой фантазий, свободой начала и конца игровых действий. Дети, играя, учатся. Благодаря игре легче происходит вхождение в учебную деятельность. В ходе игры происходит настрой всех психофизиологических функций, обеспечивает успешное выполнение этой деятельности. Игра требует от ребенка произвольного внимания, произвольного запоминания, эмоциональной сдержанности, ребенок по законам игры обязан быть внимательным, ориентироваться в правилах игры, быть корректным и эмоционально сдержанным.

Дидактические игры относятся к виду игр «по правилам», в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой, именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственного и эмоционального. Учебная задача в дидактической игре не ставится перед детьми прямым образом, поэтому в педагогической литературе говорится о непреднамеренном усвоении учебного материала.

Дидактическая игра - это одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках. Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе, Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. В ходе игры учащимся, незаметно для себя, выполнять различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко и быстро выполнять задания, соблюдая правила игры.

В играх, особенно коллективных, дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в урок дидактических игр делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачки-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности. Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос-задание, призыв к действию, например, «Кто быстрее?», «Hе зевать!», «Отвечай СРАЗУ»! и т.д. Значительная часть игр дает возможность сделать тс или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.

ИГРА - это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Ребенок играет сначала с реальными окружающими предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающей среды, возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется, играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничество, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для становления как личности в целом, так и отдельных психических процессов.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Попытки доказательства V постулата Евклида
параллельный геометрия учащийся треугольник Первые 28 предложений «Начал» не опираются на V постулат, возможно Евклид старался отодвинуть применение этого постулата до тех пор, пока использование его не станет настоятельно необходимым. Попытки доказать пятый постулат продолжались с тех пор в течени ...

Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе
Рефлексия (от позднелатинского. reflexio — обращение назад) — обращение человека на свое собственное состояние или свое знание. Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание. Ее следует разделять от понятия самосознания. Не каждая рефлекси ...

Взгляды педагога на мир
Как известно, философские знания являются основой мировоззренческих взглядов, поэтому именно они определяют те принципы и положения, которые В.А. Сухомлинский изложил в своей воспитательной теории. Педагог размышлял над поистине важными философскими проблемами, каждый раз заново переосмысливая и по ...

Главное на сайте

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru