Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений

Страница 1

Культура, в отличие от первозданной природы и происходящих в ней явлений, есть феномен «рукотворный», созданный руками, умом и душой человека, человечеством. Среди этих человеческих творений сложилась и культура отношений между различными народами, нациями и людьми различных национальностей (этносов). Под культурой межнациональных отношений (КМО) следует понимать исторически сложившиеся ценностные ориентиры и нормы поведения наций, народностей и отдельных людей по отношению к людям иной этнической принадлежности. В этом плане КМО есть феномен объективный и не зависящий от каждой конкретной личности. В то же время каждая личность способна какую-то часть этой объективной действительности перенести в свой внутренний план – интериоризовать. Интериоризация сложившейся культуры межнациональных отношений каждой отдельной личностью происходит как спонтанно в процессе межнационального общения, так и в специально организованных для этого социально-педагогических системах.

Этносы сами по себе представляют естественно складывающиеся динамичные социально-педагогические системы, в которых происходит передача этнической культуры от одних поколений к другим. По определению, данному Ю.В. Бромлеем и Р.Г. Подольным, этнос – это «исторически сложившаяся на определённой территории совокупность людей, обладающих не только общими относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, то есть самосознанием» [13; 32]. Это определение не первое в науке. Ранее понятие этноса сформулировал С.И. Широкогоров как «группу людей, говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающую комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освящённых традицией и отличимых ею от таковых других» [82; 122].

Общность языка и территории имеет существенное значение в период зарождения того или иного этноса. В условиях миграции населения эти факторы часто перестают быть существенными. В то же время, этносы, сформировавшись однажды, при переселении продолжают сохранять специфические для них черты. Скажем, англичане в Великобритании (территории изначального зарождения этноса) не перестают оставаться англичанами, переселившись в Австралию, Америку, Канаду или ещё куда-нибудь, однако в силу новой территориальной локализации со временем образуют субэтносы и мегаэтносы, обретают новую ментальность и становятся австралийцами, американцами, канадцами и т.д. Языком их мышления и общения остаётся английский, но он тоже претерпевает изменения. «Географическая (природная) среда, ‑ отмечают Ю.В.Бромлей и Р.Г. Подольный, ‑ непременное условие возникновения и функционирования этноса, и её изменения оказывают существенное влияние на собственно этнические процессы» [13; 46]. Это относится и к переселенцам из различных этносов на Дальний Восток. На этой территории со временем образовался мегаэтнос дальневосточников, среди которых сохраняются изначальные этнические черты, но приобретены и другие, в том числе и потребность в бесконфликтном сосуществовании представителей изначально разных этносов.

Предложенная Ю.В. Бромлеем и Р.Г. Подольным этническая иерархия включает в себя следующие уровни: этносы, субэтносы и мегаэтносы. Этносы – «совокупности людей, обладающие наибольшей интенсивностью этнических свойств и выступающие в качестве самостоятельных единиц общественного развития». Субэтносы – «входящие в состав этносов общности» (к примеру, казаки внутри русского этноса). Мегаэтносы – «образования, охватывающие по нескольку этносов, но обладающие этническими свойствами меньшей интенсивности, чем каждый из этносов» [13; 34].

В свою очередь, межнациональные отношения проявляются также на разных уровнях – как отношения между целыми нациями (макроуровень), как отношения между народностями или этническими сообществами (мезоуровень) и как межличностные отношения между конкретными людьми разной национальности внутри этносов (микроуровень). Если первые два уровня проявляются во внешней и внутренней государственной политике, то последний – в межличностном общении. Общение внутри этносов (микроуровень) в настоящей брошюре рассматривается как приоритетное, определяющее успех воспитания КМО. Политический уровень межнациональных отношений при этом берётся во внимание как фон, на котором проявляются межличностные отношения представителей разных этносов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Анализ методической литературы по проблеме развития творческих способностей
Изучая методическую литературу по данной проблеме, мы приходим к выводу, что творческие способности представляют собой сплав многих качеств.[4]. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой ...

Проблемы реализации Болонского процесса в России
Говоря об уровне реализации принципов Болонского процесса в России, нельзя не сказать, о том, чем обусловлено некоторое отставание нашей страны от Европы. Объем данной работы не позволяет подробно охарактеризовать все факторы, которые сдерживают развитие Болонского процесса, поэтому кратко останови ...

Педагогическая деятельность
В.А. Сухомлинский был человеком целеустремленным. Всю свою сознательную жизнь он без остатка отдал делу коммунистического воспитания детей. Девиз его жизни очень точно выражен в названии одной из последних книг «Сердце отдаю детям». Расцвет педагогического творчества В.А. Сухомлинского приходится н ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru