Анализ отношений молодых людей к собственной этнической принадлежности и к представителям иных национальностей

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » Анализ отношений молодых людей к собственной этнической принадлежности и к представителям иных национальностей

Страница 4

Соотношение количества ответов на вопрос 18 «Ощущаете ли Вы превосходство своей национальности?» в целом подтверждает один из важнейших принципов воспитания в полиэтнических сообществах, сформулированным авторами одного из современных учебных пособий по этнопедагогике Л.И. Бережновой, И.Л. Набоком и В.И. Щегловым следующим образом: «В среде жизнедеятельности полиэтнического состава недопустима социальная и общественная дискриминация, не должно быть доминирующей культуры» [10; 115]. Иначе говоря, в подлинной этнокультуре недопустимы какие-либо притязания одного из этносов на свою исключительность среди представителей других этносов. И в реальной практике межэтнических отношений большинство молодых людей отмечают, что сами они не ощущают или иногда (редко) ощущают превосходство своей национальности над другими, что им не известны или редко встречаются случаи проявления превосходства людей другой национальности (рисунки 18, 19). В то же время значительной части опрошенных такие случаи известны.

Рис. 18.

Соотношение количества ответов на вопрос №18 «Ощущаете ли Вы превосходство своей национальности?».

Рис. 19.

Соотношение количества ответов на вопрос №19 «Известны ли Вам случаи проявления превосходства людей другой национальности?».

Из диаграммы, представленной на рисунке 20, явствует, что более половины опрошенных считают необязательным строго сохранять чистоту нации. Эти ответы коррелируют с ответами на вопросы о дружбе между людьми разных национальностей и об отношении к межэтническим бракам (рисунки 16, 17). То есть, большинство молодых людей не осуждают, а даже одобряют, межэтническую дружбу и межэтнические браки – предпосылки для ассимиляции этносов. Очевидно, эти молодые люди ничего не имеют против ассимиляции и межэтнического смешения. Такого рода отношения молодёжи к возможной ассимиляции этносов следует считать особенным именно для полиэтнического дальневосточного населения, но оно меньше проявляется в мононациональной среде, особенно среди народов мусульманской веры.

Рис. 20.

Соотношение количества ответов на вопрос №20 «Считаете ли Вы, что необходимо строго соблюдать чистоту нации?»

Ответы на вопрос 21 также подчёркивают особенности отношений этносов на Дальнем Востоке: для жителей этой территории привычно быть в полиэтнической среде, они не испытывают особого напряжения среди людей других национальностей.

Рис. 21.

Соотношение количества ответов на вопрос №21 «Испытываете ли Вы напряжение, когда попадаете в окружение людей других национальностей?»

Значительная часть молодёжи ничего не имеет против заселения российского Дальнего Востока людьми разных национальностей, особенно из бывших республик СССР (рисунок 22). Это также отражает традицию терпимого отношения россиян-дальневосточников к переселению на необъятные просторы этой части России, в которой плотность населения всего лиши около 1,5 чел./кв.км. Об этом, в частности, упоминает Д.И. Вайсерман в книге «Биробиджан: мечты и трагедия». Сформировавшийся из ранних переселенцев на берегах Амура субэтнос в лице казаков с самого начала позитивно относился к тому, что в междуречье Биры и Биджана будут переселяться евреи. Этот настрой был отмечен в отчёте по итогам исследования территории руководителем комиссии Комитета по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТа) Б.Л. Бруком. В содержании этого отчёта отмечалось, что: численность местного населения на этой территории невелика, что «расселено оно редко и состоит из людей, которые сравнительно недавно переселились туда и поэтому ещё не имеют чувства того, что это их территория. Единственные старые переселенцы в Биро-Биджане – это казаки, которые были поселены туда царским правительством в середине XIX столетия. Эти казаки живут богато и широко, владеют большим количеством земли у берегов Амура, никогда не видели евреев, но из разговоров с ними стало ясно, что они ничего не имеют против широкого переселения кого бы то ни было, в том числе и евреев, в Биро-Биджан» [14; 16].

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Особенности обучения учащихся с ограниченными возможностями
По данным Министерства образования и Науки Российской Федерации в стране насчитывается около 2 млн. детей относящихся к категории лиц с ОВЖ. Из них около 450 тыс. детей школьного возраста учатся 1969 специальных образовательных учреждениях. Дети и подростки, обучающиеся на дому, или школах индивиду ...

Метод проектов в зарубежном и российском образовании
Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "брос ...

Урочные и внеурочные занятия
Процесс обучения, воспитания и развития детей и молодежи осуществляется не только в школе, но и в системе дополнительного образования. Участниками данного процесса можно считать школьных учителей, учащихся, их родителей, работников внешкольных учреждений и организаций. Педагогический (учебно-воспит ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru