Анализ отношений молодых людей к собственной этнической принадлежности и к представителям иных национальностей

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » Анализ отношений молодых людей к собственной этнической принадлежности и к представителям иных национальностей

Страница 1

Осмысливая воспитательные возможности молодёжных полиэтнических сообществ необходимо исходить из факта полиэтнического состава этих сообществ и всего дальневосточного населения. Для изучения этих возможностей лаборатория региональных социально-гуманитарных исследования Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской Академии наук (ИКАРП ДВО РАН) поставила перед собой следующие исследовательские задачи:

выяснить, как молодые люди идентифицируют себя с той или иной национальностью (этнической группой);

как они относятся к представителям других национальностей, входящих в их сообщества;

как они оценивают возможности использования межэтнических сообществ для воспитания в государственно-общественных образовательных учреждениях и за их пределами.

Для решения поставленных задач применялись методы анализа статистических данных о национальном составе населения региона, анализа национального состава молодёжных групп, анализа результатов социологического опроса молодёжных сообществ (анкетирования, бесед, интервью). Респондентам предлагалась специальная анкета, содержащая 22 вопроса. Вопросы анкеты и результаты опросов приведены в приложении 1 в табличной форме, а ниже ‑ в форме круговых диаграмм.

Рис. 1.

Соотношение количества ответов на вопрос №1 «Задумываетесь ли Вы наедине с собой о своей этнической принадлежности?».

Из рисунков 1 и 2 видно, что о своей этнической принадлежности часто и иногда задумываются наедине с собой или разговаривают в кругу друзей и знакомых только немногим более 1/3 части опрошенных, остальные это делают иногда или не делают никогда. Такое положение дел говорит о недостаточно развитой у большинства молодых людей этнической рефлексии или об отсутствии у них адекватной этнической идентификации, что побуждает к выводу о необходимости специально организованной воспитательной работы, направленной на развитие этих качеств. Без достаточной этнической идентификации личности возникают проблемы в развитии этнокультурной компетентности и позитивного отношения к людям иных национальностей.

Специалист в области современной отечественной этнопедагогики Т.В. Поштарева в своей статье справедливо отмечает, что «этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а, следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой. … Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребёнка изначально в родную для него, а затем и иные культуры» [70]. Иначе говоря, без достаточной рефлексии собственной этнической принадлежности трудно понимать этнокультурные различия и сходство, сознательно относиться к людям иных национальностей.

Рис. 2.

Соотношение количества ответов на вопрос №2 «Разговариваете ли Вы в кругу друзей, знакомых и других людей о своей этнической принадлежности?».

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Симптоматика общего недоразвития речи
По данным Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В[45]., несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3–4 ...

Графические ошибки. Технические моменты в первоначальном обучении письму
При письме имеют место следующие графические ошибки: 1. Дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке; 2. Пишут буквы слишком размашисто или слишком узко; 3. Очень часто в работах встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон ...

Экспериментальное исследование: процедура, результаты и их обсуждение
Экспериментальное обоснование концептуальной модели психического развития детей дошкольного возраста осуществлялось на базе ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602 и ГОУ детский сад № 761 Восточного окружного управления Департамента образования г. Москвы. Основными методами исследования были: ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru