Осмысливая воспитательные возможности молодёжных полиэтнических сообществ необходимо исходить из факта полиэтнического состава этих сообществ и всего дальневосточного населения. Для изучения этих возможностей лаборатория региональных социально-гуманитарных исследования Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской Академии наук (ИКАРП ДВО РАН) поставила перед собой следующие исследовательские задачи:
выяснить, как молодые люди идентифицируют себя с той или иной национальностью (этнической группой);
как они относятся к представителям других национальностей, входящих в их сообщества;
как они оценивают возможности использования межэтнических сообществ для воспитания в государственно-общественных образовательных учреждениях и за их пределами.
Для решения поставленных задач применялись методы анализа статистических данных о национальном составе населения региона, анализа национального состава молодёжных групп, анализа результатов социологического опроса молодёжных сообществ (анкетирования, бесед, интервью). Респондентам предлагалась специальная анкета, содержащая 22 вопроса. Вопросы анкеты и результаты опросов приведены в приложении 1 в табличной форме, а ниже ‑ в форме круговых диаграмм.
Рис. 1.
Соотношение количества ответов на вопрос №1 «Задумываетесь ли Вы наедине с собой о своей этнической принадлежности?».
Из рисунков 1 и 2 видно, что о своей этнической принадлежности часто и иногда задумываются наедине с собой или разговаривают в кругу друзей и знакомых только немногим более 1/3 части опрошенных, остальные это делают иногда или не делают никогда. Такое положение дел говорит о недостаточно развитой у большинства молодых людей этнической рефлексии или об отсутствии у них адекватной этнической идентификации, что побуждает к выводу о необходимости специально организованной воспитательной работы, направленной на развитие этих качеств. Без достаточной этнической идентификации личности возникают проблемы в развитии этнокультурной компетентности и позитивного отношения к людям иных национальностей.
Специалист в области современной отечественной этнопедагогики Т.В. Поштарева в своей статье справедливо отмечает, что «этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а, следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой. … Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребёнка изначально в родную для него, а затем и иные культуры» [70]. Иначе говоря, без достаточной рефлексии собственной этнической принадлежности трудно понимать этнокультурные различия и сходство, сознательно относиться к людям иных национальностей.
Рис. 2.
Соотношение количества ответов на вопрос №2 «Разговариваете ли Вы в кругу друзей, знакомых и других людей о своей этнической принадлежности?».
Новости образования:
Становление художественных школ в России
Необходимость в художественном образовании очень ярко ощутилась в XVIII веке, в частности, при правлении Петра I. Связано это с преобразованиями, осуществленными царем-реформатором. Строительство новой столицы предполагало участие архитекторов, скульпторов, художников. Именно они должны были подари ...
Устная проверка
Устная проверка знаний - основной способ учета результатов обучения. При устном опросе учитель имеет возможность проверить весь изученный материал по теме. Говоря о преимуществах такого вида опроса, можно отметить большие возможности сочетания проверки знаний учащихся с углублением и закреплением р ...
Роль спортивного скалолазания в формировании ЗОЖ и укреплении
здоровья школьников
Приобщение к занятиям спортивного скалолазания начинается в основном с общеобразовательной школы. Для повышения эффективности ориентации и отбора детей и подростков в данный вид спорта существует широкая программа спортивно-массовых внутри школьных мероприятий, организуемых преподавателями физкульт ...