Проблемное обучение как психолого-педагогический феномен

Педагогические практики » Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах » Проблемное обучение как психолого-педагогический феномен

Страница 2

Любое обучение, в каких бы формах оно ни осуществлялось, всегда представляет собой необходимое и незаменимое условие формирования и развития мышления. Именно в процессе обучения возникает, формируется и развивается мышление как искание и открытие существенно нового. Обучать человека - не значит заранее и полностью запрограммировать наперед все его действия и поступки, все его поведение. Такое программирование (если бы его, предположим, удалось осуществить) сделало бы ненужным, излишним любое мышление обучающегося, поскольку ему уже заранее стало бы известно все необходимое для жизни и потому не надо было бы больше открывать и узнавать ничего нового.

На самом же деле всякое мышление хотя бы в минимальной степени всегда есть искание и открытие существенно нового (нового для данных конкретных индивидов), и потому оно всегда является в той или иной мере продуктивным, творческим, самостоятельным. Многие авторы выделяют две основные разновидности мыслительной деятельности, мышления: 1) репродуктивное и 2) продуктивное, творческое.

Репродуктивным обычно называют прежде всего такое мышление, с помощью которого человек легко решает задачи давно и хорошо ему знакомого типа или вида. Люди могут познавать нечто новое главным образом или исключительно посредством уже не репродуктивного, а, наоборот, продуктивного, творческого мышления [7,с.19].

Основной "механизм" мышления - анализ через синтез - заключается в следующем: в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях и понятийных характеристиках; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства[7,с. 30].

Мышление в педагогике выступает прежде всего как процесс, то есть как нечто становящееся, формирующееся, развивающееся, никогда полностью не завершенное в своем открытии все новых свойств и отношений объекта [7,с.31].

Развивающим обучением, то есть ведущим к общему и специальному развитию можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведёт целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным [греч.problema-задача, задание].

Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.

В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению.

Под проблемным обучением В.Оконь понимает " совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретённых знаний" [27].

Д.В.Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.

Сущность проблемного обучения И.Я.Лернер видит в том, что "учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определённой системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы" [17].

Т.В.Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. Такое же понимание имеется и в работах Ю.К.Бабанского.

На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований М.И.Махмутов даёт следующее определение понятия "проблемное обучение": " Проблемное обучение- это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций"[23, с.114].

А.А.Вербицкий трактует понятие "проблемное обучение" как организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрушения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Цель и задачи опытно-практической работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка
В основу нашей опытно-практической части выпускной квалификационной работы легла система работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка и во внеурочное время, описана в теоретической части. Цель опытно-практической работы разработать и а ...

Эффективность использования дистанционной формы обучения для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Чтобы проанализировать эффективность разработанного тематического материала были выбраны две группы детей, с примерно равным уровнем начальной подготовки. При обучении первой группы, использовался материалы из учебника Н.Д. Угриновича Информатика 9-11 класс и практические работы из того же учебника ...

Место патриотического и гражданского воспитания в структуре воспитания общечеловеческих ценностей
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность общества по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, т.е. речь, и ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru