Проблемное обучение как психолого-педагогический феномен

Педагогические практики » Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах » Проблемное обучение как психолого-педагогический феномен

Страница 5

Первый вид ("научное" творчество)- это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие ученикам нового правила, закона, теоремы и т.д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.

Второй вид ( практическое творчество) – поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных задач.

Третий вид ( художественное творчество) – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и т.д.

Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличие поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса. Однако первый вид чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое и фронтальное решение проблем. Второй - на лабораторных, практических занятиях. Третий вид - на уроке и на внеурочных занятиях.

Вполне понятно, что каждый вид проблемного обучения как внутренне дифференцированная деятельность имеет сложную структуру, дающую в зависимости от множества факторов различную результативность обучения.

Каждый из перечисленных видов проблемного обучения может протекать с различной степенью познавательной активности ученика. Определение этой степени имеет важное значение для управления процессом формирования познавательной самостоятельности школьников.

Цикл проблемного обучения можно наглядно представить в виде схемы:

I этап- постановка педагогической проблемной ситуации; учащиеся направляются на её восприятие; учитель организует возникновение у ребенка вопроса, необходимости реагировать на внешние раздражители. Педагогическая проблемная ситуация создается при помощи различных вербальных и технических средств.

II этап- педагогически организованная проблемная ситуация переводится в психологическую; состояние вопроса- начало активного ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение психологической проблемной ситуации- акт индивидуальный, поэтому важно, чтобы учитель использовал дифференцированный и индивидуальный подходы.

III этап- поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь ( в зоне ближайшего развития).

IV этап- " ага- реакция", возникновение идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания ( ЗУН, СУД) в сознании учащихся.

V этап- реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

VI этап- отслеживание ( контроль) отдалённых результатов обучения [34,с. 63] .

Таким образом, с уверенностью можно говорить о том, что проблемное обучение при правильной его организации действительно способствует развитию умственных сил учащихся ( противоречия заставляют задумываться, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения); самостоятельности ( самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.); развитию творческого мышления ( самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения). Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний ( то, что добыто самостоятельно, лучше усваивается и надолго запоминается); развивает аналитическое мышление( проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление( требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации); способно сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на преодолении значительных, но посильных трудностей; оно ориентирует на комплексное использование знаний[ 9,с.328].

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новости образования:

Учёт психологических особенностей подростков в патриотическом воспитании
Учащиеся 15 – 18 лет проявляют высокую социальную активность, выражающуюся не только в стремлении получить, возможно больше разнообразной информаций и знаний, но и желание участвовать в общественной жизни учебного заведения. [ 30 ] Палагина Н.Н. считает, что чувство взрослости подталкивает подростк ...

Особенности и возможности логоритмики
Логопедическая ритмика исходит из общих методологических основ логопедии и дефектологии и является одним из ее разделов. Она, изучает закономерности развития, воспитания, а также нарушения психомоторных функций в синдроме речевой патологии. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопеди ...

Потребность в общении
Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию. "Первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка - это потребно ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru