Анализ опыта работы учителей по использованию проблемного обучения на уроках литературы

Педагогические практики » Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах » Анализ опыта работы учителей по использованию проблемного обучения на уроках литературы

Страница 3

Первая группа работает над материалом, связанным с Понтием Пилатом.

Почему Пилат хочет спасти Иешуа и предает его казне?

Как изменился Пилат после казни Иешуа? В чем выразилось его раскаяние

Как гроза меняет жизнь Понтия Пилата и Мастера?

Вторая группа обдумывает судьбу Иуды из Кириафа.

Как мотивирует предательство Иуды Евангелие и как оно объяснено в романе М.Булгакова?

Прав ли Афраний, говоря, что Иуду вдохновляет лишь страсть к деньгам? Почему Афраний скрывает от Пилата истинные обстоятельства убийства Иуды?

Сравните сцены прихода Андрия к полячке и его гибели в " Тарасе Бульбе" с встречей Иуды и Низы и его смертью, последние мгновения жизни Иуды и дон Гуана ( Пушкин "Каменный гость" )

Зачем Булгаков придает своему герою сходство с "рыцарями любви" в произведениях Пушкина и Гоголя?

Третья группа размышляет над вопросами, связанными с образами Иешуа и Левия Матвея.

1.Почему Иешуа отказался выпить перед смертью напиток, который мог облегчить страдания, и сказал, " что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость" ?

2. Зачем Булгаков дает увидеть казнь глазами Левия Матвея?

3. Почему Левий проклинает Бога и отказывается от благодеяний Пилата?

4. Почему Иешуа никого не винит в своей смерти и утешает Пилата в мире духов?

5. Сравните сцены смерти Иешуа и Мастера ( главы 16, 25 и 30). В чем различно их отношение к страданию и к людям?

Затем, когда группы готовы к ответам, выводы обсуждаются всем классом и учитель вносит в них свои дополнения, замечая, например, что при всем несходстве ситуаций поединок Иешуа и Пилата, их спор о добре и зле напоминает трагедию Пушкина " Моцарт и Сальери". Учитель сопоставляет освещение ершалаимских и московских глав в романе, грозу в Ершалаиме и Москве. После всего сказанного, заканчивая свой урок, он задает снова вопрос: " Но только ли ершалаимские главы романа утверждают, что добро не может быть вытравлено из мира?" И предлагает им выполнить на выбор одно из предложенных заданий, тем самым закрепляя и усваивая суть произведения:

1. Почему Иван Бездомный из бесталанного поэта превратился в ученика Мастера? Какова цена его прозрения?

2. Какие ошибки или преступления и во имя чего совершила Маргарита? Чем героиня М.Булгакова отличается от героини Маргариты из " Фауста" Гете?

3. Справедлив ли приговор Левия Матвея Мастеру: " Он не заслужил света, он заслужил покой"? Исполнен ли этот приговор?

4. Почему Воланд со своей свитой исчез в провале?

5. Изменилась ли Москва с уходом Воланда? [20, с.26- 27 ]

Так, этот же автор, предлагает строить проблемный анализ произведения на уроке по способу соподчинения и последовательного подчинения частных вопросов общему. Данный путь соподчинения частных проблемных ситуаций общему проблемному вопросу Маранцман В.Г. избрал для анализа романа М.Ю.Лермонтова " Герой нашего времени". Для этого романа центральный вопрос анализа выдвинут авторским предисловием: действительно ли Печорин- герой нашего времени? Вопрос этот носит социально- психологический характер, поэтому автор подключает к нему проблемные ситуации, посвященные каждой части романа. Эти занятия организованы как отдельные проблемные ситуации, каждая из которых создана своим проблемным вопросом:

1-й урок. Странный человек (повесть "Бэла"). Кто Печорин — виновник или жертва трагедии? 2-й урок. "Об чем было нам говорить?" ("Максим Максимыч"). Кто более прав в отношении друг к другу: Печорин или Максим Максимыч? 3-й урок. "Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?" ("Тамань"), Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов? 4-й урок. "За что они все меня ненавидят?" ("Княжна Мери"). Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? 5-й урок. "Неужели зло так привлекательно?" ("Княжна Мери"). Отчего любят Печорина, если он приносит страдания? 6-й урок. "Зачем я жил? Для какой цели я родился?" ("Фаталист"). К кому относится название последней части романа? 7-й урок. "Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?" (предисловие к роману и предисловие к "Журналу Печорина"). В чем автор согласен с Печориным и в чем спорит с ним?

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Особенности формирования мотивация к изучению предмета
Разные авторы дают различные определения мотивации [22, 29, 30, 31, 34]. Мотивация – (от лат. moveo – двигаю) система мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности [29]. Есть такие определения: 1. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъект ...

Анализ современных систем вокально-хоровой культуры учащихся
Анализ специфических методов и приемов, существующих сегодня в вокальной педагогике, показал, что все они в конечном счете направлены на создание тех или иных условий для работы гортани в определенном голосовом режиме, что связано с понятием регистров голоса. Современные методы музыкального воспита ...

Методическая разнообразие проблемных заданий
Анализ учебного материала по природоведению по критериям выбора содержания, на котором объективно возможно создание проблемных ситуаций, дает возможность выделить общие группы учебно-проблемных заданий. Они отличаются между собой по содержанию: 1. Проблемные задания на усвоение признаков, свойств, ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru