Анализ опыта работы учителей по использованию проблемного обучения на уроках литературы

Педагогические практики » Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах » Анализ опыта работы учителей по использованию проблемного обучения на уроках литературы

Страница 4

Каждая из этих проблемных ситуаций подчинена решению общего вопроса: действительно ли Печорин- герой нашего времени?[ 21 ]

Маранцман В.Г предлагает также отдельные вопросы и задания для проблемного анализа романа Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание", разделив их на три блока.

" Двоящийся мир" :

Найдите противоречивые черты в портретах героев романа, выписав слова, спорящие друг с другом.

Найдите в романе сцены разоблачений, когда действия одного персонажа опровергают утверждения другого. Для начального примера проанализируйте сцену разоблачения Лужина Лебезятниковым и Раскольниковым, выступившим в роли верховного судьи( ч. 5, гл. 3).

Приведите примеры того, как меняется оценка людей в речах Катерины Ивановны.

Перечитайте 4 главу, часть 3 и объясните, почему Раскольникову приснился страшный сон о старушонке.

" Явка без покаяния" :

Какие добрые дела Разумихин пытается сделать для Раскольникова и как они принимаются?

Почему Свидригайлов добивается встреч с Раскольниковым?

Как Соня содействовала тому, что Раскольников сделал " явку с повинной"?

Верите ли вы в воскресение Раскольникова к новой жизни?

" На рубеже добра и зла":

Найдите в романе места, где идет речь о Шиллере. Каково отношение разных героев к творчеству немецкого драматурга?

Какие ситуации, мысли романа напомнили вам " Гамлета" Шекспира? Найдите аналогии страниц романа в пьесе Шекспира.

Чем " маленький человек" в романе Достоевского отличается от Акакия Акакиевича и героев " Петербургских повестей" Гоголя?

Какие черты пародии заметны в романе " Преступление и наказание"?

Чем отличается отношение к человеку у Пушкина и Достоевского?[ 24 ]

Также элементы проблемного обучения мы можем увидеть в педагогической деятельности Айзермана Л.С., известного московского учителя- словесника, который, например, предлагает сравнить две редакции одной фразы Катерины, являющейся одной из главных героинь пьесы Островского " Гроза" для того, чтобы ученики лучше поняли характер и поведение героини. Было: " То-то и беда моя, что я скрыть ничего не могу". Стало: " Обманывать- то я не умею, скрыть- то ничего не могу". В чем различия этих реплик? Почему Островский изменил текст? Как в связи с этим изменилась и сама Катерина? [ 1, с. 25] Из собственного небольшого педагогического опыта мы можем сделать вывод о том, что большинство десятиклассников не в состоянии ответить на данный вопрос.

Из всех вышеперечисленных позиций, нам близок подход проведения уроков по произведению М.Булгакова " Мастер и Маргарита", разработанный Маранцманом В.Г. Данный подход мы считаем наиболее интересным к организации проблемного обучения на уроках литературы.

Таким образом, Рез З.Я. отмечает, что на уроках литературы проблемная ситуация приобретает целый ряд специфических свойств, обусловленных природой искусства:

Многозначность художественного произведения приводит к вариативности читательских трактовок текста, и выбор между различными вариантами решения проблемного вопроса далеко не всегда может быть доведен до категорического решения.

Проблемная ситуация на уроках литературы часто разрешается не по принципу исключения конфликтных мнений, а по принципу дополнительности, когда одна позиция дополняется другими.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Обучающая роль математических задач
Обучающую роль математические задачи выполняют при формировании у учащихся си­стем л знаний, умений и навыков по математике и ее конкретным дисциплинам. Следует выделить несколько видов задач по их обучающей роли. 1) Задачи для усвоения математических понятий. Известно, что формирование математичес ...

Развитие логического мышления в геометрии
Задача преподавания геометрии – развить у учащихся три качества: пространственное воображение, практическое понима­ние и логическое мышление. Разумеется, в задачи курса геометрии входит: дать учащимся, как это принято говорить, основные знания и умения в области гео­метрии. Однако все же главные, г ...

Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников
Моменты формирования коммуникативных навыков можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками. Первая форма – эмоционально – практическое общение со свер ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru