Педагогическое наследие подвижников Глинской пустыни

Педагогические практики » Вклад монастырей в развитие отечественной педагогики » Педагогическое наследие подвижников Глинской пустыни

Страница 1

Глубокое и многогранное педагогическое наследие подвижников Глинской пустыни, которую преподобный Серафим Саровский называл «высшей школой духовной жизни», включает не только различные аспекты семейного и школьного воспитания подрастающего поколения, но и высшие проявления православной педагогики: педагогику старчества и монастырскую педагогику. Сегодня наш разговор о монастырской педагогике, то есть о системе воспитания, которая сложилась в иноческих обителях. Именно в монастырях православная педагогика нашла свое наиболее полное воплощение и завершение.

Монашеская обитель, в которой созданы все условия для совершенствования и развития духовных сил человека, всех сторон его личности (нравственной, умственной, эстетической, физической), является благодатной средой для воспитания. Монастырь воспитывает людей, в душах которых возобновляется духовная благодатная жизнь, утраченная человеком вследствие грехопадения. В условиях монастыря союз человека с Богом восстанавливается в полной гармонии и идеальной реальности. Интерес к монастырской педагогике определяется в наши дни именно теми высокими результатами, которых она достигла, явив миру многие и многие примеры истинных подвижников благочестия, светильников веры, героев Отечества.

Великий глинский старец и просветитель схиархимандрит Иоанн в своих трудах не случайно уделяет монашеству столь большое внимание. Русское иночество принесло огромную пользу государству в области просвещения. Творения русских монахов ярко свидетельствуют о том, что иноки внесли весомейший вклад в сокровищницу отечественной науки и литературы. Монахи не ограничивались только личным образованием, в области которого многие из них достигли замечательных успехов, но значительно содействовали и образованию общественному. Заслуги монастырей в области народного просвещения не сводились к созданию школ. Важное значение имели также монастырские библиотеки. Монахи переводили на русский язык творения святых отцов, переписывали древние книги. Неудивительно поэтому, что монастырские библиотеки содержали десятки тысяч рукописей и книг духовно-нравственного содержания. Можно утверждать, что в России не было другого сословия, которое проявило бы себя столь же деятельно в сфере просвещения, как монашество.

Просвещая общество нравственно, русские монахи много содействовали и его внешнему благосостоянию. Благотворительная деятельность иноков выразилась в устройстве странноприимных домов, больниц, богаделен, домов для сирот, нищих и т.п. Благотворение монахов особенно умножалось в дни голода, войн и других общественных бедствий. В это время в монастырях находили приют многие обездоленные. Всем им монахи помогали и материально, и нравственно.

Наряду с широкой благотворительностью русское монашество принимало деятельное участие в жизни современного ему общества и другими способами. Один из них - молитва за мир, за Россию. Монахи испрашивали у Бога видимых духовных благ для мирян, для государства. Только Всеведущему Богу известны те бесчисленные благодеяния, которые низводили на Русское государство монахи своими молитвами. Патриотическое служение иноков выражалось не только в укреплении духа русского народа в годину тяжелых испытаний, но и в том, что некоторые монахи становились полковыми и флотскими священниками. Монастыри открывали лазареты, лечили раненых.

Хозяйственная деятельность монастырей служила примером рационального ведения сельского хозяйства. Использование монастырского опыта позволяло значительно повысить плодородие земель, улучшить культуру земледелия, развивать садоводство, огородничество, рыболовство, пчеловодство, а также многие ремесла.

С полным основанием можно утверждать, что монашество в России представляло собой огромную созидательную силу, оказывавшую благотворное нравственное влияние на общественную жизнь страны. Вся многовековая история русского монашества убедительно подтверждает жизненность его духовного опыта в осуществлении главной нравственной задачи, которая стоит перед человеком.

«Посвящая всю свою жизнь служению Богу, - говорит Святейший Патриарх Алексий II, - монахи служат примером доброделания». История русского монашества представляет огромный интерес для педагогов, поскольку она является прежде всего историей успехов православного воспитания. Поэтому долг историка педагогики, как пишет один из исследователей, - говорить «о нравственных и народолюбивых подвигах монахов, о тех подвигах, которые, выходя из узких границ личных интересов, широким потоком изливались из пустынных убежищ на обширную долину светского общества».

Особая заслуга схиархимандрита Иоанна заключается в том, что в своих трудах он раскрыл педагогические аспекты деятельности монастырей. Принципы, формы и методы монастырской педагогики рассматриваются отцом Иоанном на конкретных примерах. Так, он пишет о великом значении Оптиной пустыни в духовной жизни русского народа. Философ-славянофил И.В. Киреевский, сознавая высоту нравственного строя Оптиной пустыни, писал, что для ознакомления с христианством необходимо познакомиться с жизнью оптинских старцев. Своим внешним и духовным расцветом Оптина пустынь обязана трудам ее настоятеля схиархимандрита Моисея, который управлял обителью в течение 40 лет - с 1822 по 1862 гг. Педагогические аспекты его служения раскрыты отцом Иоанном в трудах «Настоятель Оптиной пустыни схиархимандрит Моисей и его пастырская деятельность», «Лекции по пастырскому богословию» и других.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Характеристика приемов и методов активного обучения
Метод анализа конкретных ситуаций служит инструментом изучения той или иной проблемы, средством оценки и выбора решений. Под конкретной ситуацией понимают событие, которое включает противоречие (конфликт) или вступает в противоречие с окружающей действительностью. Выделяют три основных типа ситуаци ...

Анализ опыта работы учителей по использованию проблемного обучения на уроках литературы
Потребность в проблемном обучении преподаватели литературы чувствуют сейчас особенно остро. Слишком часто литературный разбор произведения в школе обречен на неудачу лишь потому, что ученики не понимают, зачем нужен анализ. Литературный анализ становится в глазах учеников самоцелью, неоправданной о ...

Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений
Культура, в отличие от первозданной природы и происходящих в ней явлений, есть феномен «рукотворный», созданный руками, умом и душой человека, человечеством. Среди этих человеческих творений сложилась и культура отношений между различными народами, нациями и людьми различных национальностей (этносо ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru