Творческое мышление оценивается по следующим параметрам:
Беглость – этот фактор характеризует беглость творческого мышления, беглость воспроизведения идей и определяется общим числом ответов на задание.
Гибкость – фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов.
Попытаемся определить уровни сформированности этих показателей:
Таблица 2.
Показатели уровня сформированности творческого мышления.
|
Показатель |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Достаточный уровень |
Высокий уровень |
|
1.Оригинальность |
Не справляется с заданием, или выполняет, но с подсказками; генерирует малое количество идей, показывает малооригинальные варианты. |
Справляется с заданием самостоятельно; предлагает оригинальные идеи, но не может пояснить. |
Справляется с заданием самостоятельно; предлагает оригинальные идеи, поясняет по ходу выполнения. |
Справляется с заданием; Предлагает большое количество оригинальных идей, либо приводит ответ, которому дается новая категория Подсказки не нужны, получено объяснение. |
|
2.Беглость |
При выполнении задания большая часть времени уходит на придумывание; дано малое количество ответов. Требуются подсказки. Не понял задание. |
Задание понял, выполняет с охотой. Дает уместные ответы после наводящих вопросов. Относительно самостоятелен. |
Ребенок приводит достаточное количество уместных ответов; задания выполнены до конца; самостоятелен. |
Ребенок приводит максимально возможное количество уместных ответов; все задания выполняются им до конца; самостоятелен. |
|
3. Гибкость |
Малое количество групп ответов. Требуются подсказки. Почти не переключается на разные варианты. |
Переключается на различные идеи благодаря наводящим вопросам. Дает среднее количество ответов. |
Переключается на разные идеи самостоятельно. Достаточное количество групп ответов. В подсказках не нуждается. |
Быстро переключается на различные идеи. Ответы определяются большим числом классов(групп). Самостоятелен, не нуждается в подсказках. |
Таким образом, мы выделили показатели мышления и воображения, которые нужно исследовать, чтобы определить уровень развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Вывод по первой главе
Анализируя методическую литературу по теме исследования, было обнаружено, что творческие способности включают в себя множество качеств. Нами было выделено два основных компонента, на которых строится процесс формирования творческих способностей. Это мышление и воображение[20].
Также был сделан вывод, что основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:
Новости образования:
Место патриотического и гражданского воспитания в структуре воспитания
общечеловеческих ценностей
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность общества по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, т.е. речь, и ...
Особенности подросткового возраста
Поиск условий, средств, форм воспитания толерантного сознания и организации толерантных отношений не может осуществляться без учета особенностей самого воспитываемого субъекта. Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. В то же вре ...
Выбор методик преподаваний занятий
Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которые ещё полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно ещё не сформулированы. В школе «Технология» – интегративная образовательная ...