Условия формирования духовно-творческого потенциала личности в процессе нравственного воспитания

Педагогические практики » Моделирование среды воспитания духовно-творческой личности дошкольника » Условия формирования духовно-творческого потенциала личности в процессе нравственного воспитания

Страница 1

Духовно-творческое воспитание не всегда протекает по определенным этапам: разъяснение и осознание правила, его закрепление и применение в жизни, в поведении.

Простое усвоение правил не обязательно приводит к нравственному развитию и формированию духовно-творческого потенциала личности. Детский сад не может не учитывать того, что дети находятся под влиянием окружающей среды, различных жизненных условий. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребенка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов. Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы - своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

Принцип активности, самостоятельности, творчества;

Принцип стабильности - динамичности;

Принцип комплексирования и гибкого зонирования;

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

Принцип открытости - закрытости;

Принцип учета половых и возрастных различий.

Рассмотрим некоторые из этих принципов подробнее.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей, является установление контакта между ними.

Одно из условий среды, которое делает такое общение более легко осуществимым - это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель мог "спуститься", приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог подняться до позиции воспитателя, а иногда и посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие столы, в том числе подковообразной формы и соответствующие стулья, которые позволяют взрослому, свободно передвигаться среди детей, видеть их лица, избавляют его от необходимости все время оглядываться. Для того, чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться. [22, с.16-17].

Принцип активности.

В проекте дошкольного учреждения должна быть включена возможность формирования активности у детей и проявление активности взрослыми. Ребенок и взрослый становятся творцами своего предметного окружения, а процессе личностно-развивающего взаимодействия взрослого и ребенка - творцами своей личности и здорового тела. Так, например, на стенах должны быть развешаны рамки (паспорту) на доступной для детей высоте, в которые могут быть легко вставлены различные репродукции и рисунки, и тогда ребенок может менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов.

Одна из стен - рисовальная "стена творчества" - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углем и т.п., создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.

Регулятором и индикатором настроения детей, их эмоционального состояния может служить изменение освещения. Поэтому электровыключатели лучше располагать на доступной для ребенка высоте. Тогда он сможет по желанию менять световой фон, интенсивность освещения - "цвето-световой дизайн".

Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение. [22, с. 19-20]

Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.

Ребенок не "пребывает" в среде, а преодолевает ее, "перерастает" ее, постоянно меняется, становится другим каждую следующую минуту. А следовательно, меняется для него и его окружение. Для того, чтобы оно все же оставалось приемлемым для ребенка, удобным, надо дать ему возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Методика организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста
В отечественной науке теоретические основы развивающего обучения были заложены классиком психологии Л. С. Выготским. Он сформулировал ряд принципиальных и важных положений: - о том, что обучение идет впереди и ведет за собой развитие, а не плетется за ним в хвосте; - о зонах актуального и зонах бли ...

Подготовка к проверке знаний, умений и навыков по химии
Проверка знаний, умений и навыков- составная часть учебного процесса, следовательно, подготовка учителя к учебным занятиям должна включать подготовку к проведению проверки знаний. Составляя годовые планы по химии, учитель не только планирует время на изучение нового материала, но и указывает, когда ...

Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся
В январе 1908 года в г. Бостоне начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение т ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru