Согласно информации, полученной в ходе мониторинга участия российских вузов в Болонском процессе, какие-либо направления этого процесса в настоящее время реализуются в 80% вузов – участников исследования. Можно констатировать, что с момента подписания Болонской Декларации в сентябре 2003 г. процесс вхождения российских вузов в европейское пространство высшего образования принял массовый характер.
Исследование зафиксировало высокий уровень дифференцированности вузов по степени вовлеченности в Болонский процесс. Примерно в четверти вузов на сегодняшний день реализуются только 1-2 направления Болонского процесса; вовлеченность еще трети вузов можно признать "средней" в них реализуются 3-4 направления; 5 или 6 направлений реализуются в 17% исследованных вузов.
Наиболее часто реализуемыми направлениями Болонского процесса являются обеспечение качества и развитие двухуровневой системы образования: они реализуются в более чем половине вузов-участников исследования.
Вместе с тем важнейшим показателем развития двухуровневой системы является не только сам факт ее наличия в вузе, но и доля студентов, подготавливаемых в вузе по этой системе. Введя бакалавриат и магистратуру, закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " оставил возможность получить привычную для России, но совершенно непонятную за границей квалификацию "специалист". В итоге даже в тех вузах, где введен бакалавриат, его выпускники, не попавшие в магистратуру, продолжают обучение по программе подготовки специалистов. При этом в качестве ответа на вопрос о трудоустройстве бакалавров приводится информация о том, что на рынок труда выходит очень небольшой процент окончивших бакалавриат: примерно 85-88% получивших диплом бакалавра продолжают обучение в специалитете, доучиваясь еще 1 год.
В приложении 2 приведена таблица, наглядно иллюстрирующая абсолютное преобладание специалистов над бакалаврами и магистрами, которое сохранится и в будущем.
Примерно в четверти вузов, принявших участие в исследовании и внедряющих систему менеджмента качества, этот процесс находится только в подготовительной стадии. Анализ предоставленных вузами данных показал, что в подавляющем большинстве вузов (более 90%) существует система непрерывного контроля успеваемости студентов в течение семестра. Результаты исследования продемонстрировали наличие достаточно широко используемой практики привлечения работодателей к управлению вузами.
Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS) как инструмента академической мобильности реализуется в настоящее время в 43% вузов, серьезной динамики по этому показателю не фиксируется. В вузах, внедривших в той или иной степени систему зачетных единиц, по этой системе реализуется около четверти всех образовательных программ и обучается около 18% студентов.
По сведениям, предоставленными вузами, совместные программы в настоящее время реализуются в половине вузов, принявших участие в опросе. Произведенные расчеты показали, что среднее число совместных программ, реализующихся в вузах, составляет 7 шт. Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимом с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании.
Согласно плану мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 — 2010 годы, на 2008 годы было запланировано введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимом с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании. Однако до настоящего времени Приложения к диплому выдаются выпускникам по их требованию и с оплатой, хотя в соответствии с приказом Минобрнауки Росси от 15 февраля 2005 года № 40, к 2008 году Европейские приложения к диплому должны выдаваться выпускникам всех аккредитованных высших учебных заведений по аккредитованным образовательным программам автоматически (без заявки выпускника) и бесплатно.
Страны-участницы Болонского процесса в обязательном порядке должны представлять свой Национальный доклад о реализации принципов Болонской Декларации на встрече министров. В подготовке Национального доклада России 2007 года принимали участие специалисты федеральных органов управления образованием, Национального аккредитационного агентства, Национального фонда подготовки кадров, члены рабочей группы по осуществлению Болонских принципов в России. Международные эксперты так оценили уровень участия Российской Федерации в Болонском процесс:
Внедрение 2-х уровневой системы — менее 30% студентов поступает на уровневую подготовку; наличие принятого законодательства;
Доступ к следующему уровню — все квалификации первого уровня дают возможность продолжить обучение хотя бы по одной программе следующего уровня без существенных проблем перехода;
Новости образования:
Результаты проведенной диагностики
В исследуемой группе у нас получились результаты уровня готовности дошкольников к формированию духовно-творческого потенциала личности, представленные в таблице 1. Таблица 1. Уровень готовности к формированию духовно-творческого потенциала личности дошкольников исследуемой группы № п/п Инициалы реб ...
Самобытность русской национальной культуры обусловила первичную форму
музыкального искусства России – пение
В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная русская музыка вплоть до XVIII века развивалась в этом направлении. Обучение детей на Руси проводилось в церковных и монастырских школах, а также в храмовых хорах начиная с 6-7 лет. Великий князь Владимир привез и ...
Формы, методы и приемы работы с аутентичными текстами
лингвострановедческого характера на уроках английского языка в 8-9 классах
средней школы
лингвострановедческий аутентичный общение обучение Рассматривая методику работы с аутентичными текстами, нельзя не отметить ее тесную связь с коммуникативным методом обучения иноязычному обучению. Два этих понятия вошли в дидактику преподавания иностранного языка одновременно, т.е. главным направле ...