Демонстрации некоторых химических опытов в рамках школьного курса химии основного общего образования

Педагогические практики » Демонстрационный эксперимент по химии как средство формирования интереса к предмету » Демонстрации некоторых химических опытов в рамках школьного курса химии основного общего образования

Страница 1

Учитывая, что демонстрационный эксперимент по химии является эффективным средством формирования интереса к предмету у школьников, в рамках учебной дисциплины «Химия» в курсе основного общего образования (8 – 9-е классы), исследуемой группе учеников был проведён ряд химических демонстраций.

Как в 8-х так и в 9-х классах были проведены занимательные опыты.

«Кровь без раны»: Готовят растворы хлорида железа (III) и роданида аммония. Ваткой, смоченной раствором хлорида железа (III) протирают ладонь, а тупой нож смачивают раствором роданида аммония. Проводят ножом по ладони. Появляются капли "крови".

«Волшебная палочка»: Готовят смесь: 0,5 г перманганата калия и 3 – 4 капли серной кислоты (конц.). Отпускают в эту смесь стеклянную палочку, которой затем касаются фитиля спиртовки. Спиртовка загорается.

Демонстрации в 8-х классах

Опыт 1: «Взаимодействие мрамора с соляной кислотой».

Реактивы: Мрамор, соляная кислота, известковая вода.

Оборудование: Штатив, пробирки, газоотводная трубка, фарфоровая чашка, спиртовка.

Ход опыта: В пробирку помещают кусок мрамора и наливают соляную кислоту. Выделяющийся газ пропускают через раствор известковой воды. Она мутнеет. По окончании реакции несколько капель полученного раствора выпаривают в фарфоровой чашке. Образуется налёт минеральной соли – хлорида кальция.

Вывод: При взаимодействии двух веществ – соляной кислоты и мрамора – были получены совершенно новые вещества – углекислый газ и хлорид кальция.

Опыт 2: «Действие щелочей и кислот на индикаторы».

Реактивы: Растворы щелочи и кислоты в воде, фенолфталеин, лакмус метиловый оранжевый.

Оборудование: Штатив с пробирками.

Ход опыта: В три пробирки наливают раствор щелочи, добавляют индикаторы. Проделывают данные операции с раствором кислоты.

Индикатор

Кислая

Щелочная

Нейтральная

Фенолфталеин

Лакмус

Метилоранж

Бесцветный

Красный

Розовый

Малиновый

Синий

Жёлтый

Бесцветный

Фиолетовый

Оранжевый

Вывод:

Опыт 3: «Возгонка йода» (видеодемонстрация).

Реактивы: Йод.

Оборудование: Пробирка, штатив, спиртовка.

Ход опыта: В пробирку, закреплённую в штативе, помещают небольшое количество кристаллического йода. Нагревают.

Вывод: При лёгком нагревании происходит возгонка йода.

Опыт 4: «Взаимодействие металлов с растворами солей».

Реактивы: Раствор сульфата меди (II), цинк, железо (стальные кнопки).

Оборудование: 2 конические колбы.

Ход опыта: В колбы наливают раствор соли. В одну колбу кладут цинк, в другую стальные кнопки. Спустя некоторое время растворы изменяют цвет.

Вывод: Активные металлы – цинк и железо – заместили медь в сульфате и образовали соли. Медь выделилась в виде бурой массы [3].

Демонстрации: образцы металлов, модели кристаллических решёток, 1 моль вещества, оксиды и др.

Демонстрации в 9-х классах.

Опыт 1: «Взаимодействие щелочных металлов с водой».

Реактивы: Металлический натрий (калий), вода, фенолфталеин.

Оборудование: Кристаллизатор, нож, фильтровальная бумага.

Ход опыта: В воду капают несколько капель фенолфталеина. Отпускают в воду небольшой кусок натрия, предварительно очистив его от оксидной плёнки. Фенолфталеин приобретает малиновую окраску.

Вывод: Щелочные металлы при взаимодействии с водой образуют щёлочи.

Опыт 2: «Демонстрация оксидной плёнки алюминия».

Реактивы: Алюминиевая проволока.

Оборудование: Штатив, спиртовка.

Ход опыта: Нагревают алюминиевую проволоку. Проволока размягчается, металл превращается в жидкость. Продолжают нагревать проволоку ещё несколько минут. Расплавленный алюминий не теряет форму проволоки, из-за присутствия на её поверхности оксидной плёнки.

Вывод: Оксид алюминия – тугоплавкое вещество.

Опыт 3: «Получение хлороводорода и его растворение в воде».

Реактивы: Хлорид натрия, серная кислота (конц.), индикаторная бумага, вода.

Оборудование: Штатив, пробирки, газоотводная трубка.

Ход опыта: Проводят реакцию взаимодействия хлорида натрия с водой. Поток выделяющегося газа направляют в пробирку с водой. Среду раствора определяют с помощью индикаторной бумажки.

Вывод: Хлороводород – газ, который легко растворяется в воде. В пробирке образуется соляная кислота.

Опыт 4: «Получение аммиака».

Реактивы: Хлорид аммония, гидроксид кальция, индикаторная бумага.

Оборудование: Пробирки, штатив, спиртовка, газоотводная трубка.

Ход опыта: В пробирку помещают перетёртую смесь хлорида аммония и гидроксида кальция, нагревают. Выделяющийся газ собирают в пробирку, закреплённую в штативе дном к верху (аммиак легче воздуха). Влажная лакмусовая бумажка синеет в присутствии аммиака.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания
С конца 80-х гг. усилия реформаторов системы образования в нашей стране в значительной мере были направлены на то, чтобы изгнать проблематику воспитания из педагогики. Отечественная культурно-педагогическая традиция свидетельствует, что на всех исторических этапах развития российского образования п ...

Развитие логического мышления в геометрии
Задача преподавания геометрии – развить у учащихся три качества: пространственное воображение, практическое понима­ние и логическое мышление. Разумеется, в задачи курса геометрии входит: дать учащимся, как это принято говорить, основные знания и умения в области гео­метрии. Однако все же главные, г ...

Описание наиболее интересных форм и методов организации учебного процесса
В процессе обучения применяются различные методы и техники обучения. В сфере основного образования применяются как традиционные методы – рассказ, объяснение, демонстрация, взаимодействие и т.д., так и современные – исследование, диалог, участие учеников в создании презентаций, докладов, сочинений. ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru