Демонстрации некоторых химических опытов в рамках школьного курса химии основного общего образования

Педагогические практики » Демонстрационный эксперимент по химии как средство формирования интереса к предмету » Демонстрации некоторых химических опытов в рамках школьного курса химии основного общего образования

Страница 1

Учитывая, что демонстрационный эксперимент по химии является эффективным средством формирования интереса к предмету у школьников, в рамках учебной дисциплины «Химия» в курсе основного общего образования (8 – 9-е классы), исследуемой группе учеников был проведён ряд химических демонстраций.

Как в 8-х так и в 9-х классах были проведены занимательные опыты.

«Кровь без раны»: Готовят растворы хлорида железа (III) и роданида аммония. Ваткой, смоченной раствором хлорида железа (III) протирают ладонь, а тупой нож смачивают раствором роданида аммония. Проводят ножом по ладони. Появляются капли "крови".

«Волшебная палочка»: Готовят смесь: 0,5 г перманганата калия и 3 – 4 капли серной кислоты (конц.). Отпускают в эту смесь стеклянную палочку, которой затем касаются фитиля спиртовки. Спиртовка загорается.

Демонстрации в 8-х классах

Опыт 1: «Взаимодействие мрамора с соляной кислотой».

Реактивы: Мрамор, соляная кислота, известковая вода.

Оборудование: Штатив, пробирки, газоотводная трубка, фарфоровая чашка, спиртовка.

Ход опыта: В пробирку помещают кусок мрамора и наливают соляную кислоту. Выделяющийся газ пропускают через раствор известковой воды. Она мутнеет. По окончании реакции несколько капель полученного раствора выпаривают в фарфоровой чашке. Образуется налёт минеральной соли – хлорида кальция.

Вывод: При взаимодействии двух веществ – соляной кислоты и мрамора – были получены совершенно новые вещества – углекислый газ и хлорид кальция.

Опыт 2: «Действие щелочей и кислот на индикаторы».

Реактивы: Растворы щелочи и кислоты в воде, фенолфталеин, лакмус метиловый оранжевый.

Оборудование: Штатив с пробирками.

Ход опыта: В три пробирки наливают раствор щелочи, добавляют индикаторы. Проделывают данные операции с раствором кислоты.

Индикатор

Кислая

Щелочная

Нейтральная

Фенолфталеин

Лакмус

Метилоранж

Бесцветный

Красный

Розовый

Малиновый

Синий

Жёлтый

Бесцветный

Фиолетовый

Оранжевый

Вывод:

Опыт 3: «Возгонка йода» (видеодемонстрация).

Реактивы: Йод.

Оборудование: Пробирка, штатив, спиртовка.

Ход опыта: В пробирку, закреплённую в штативе, помещают небольшое количество кристаллического йода. Нагревают.

Вывод: При лёгком нагревании происходит возгонка йода.

Опыт 4: «Взаимодействие металлов с растворами солей».

Реактивы: Раствор сульфата меди (II), цинк, железо (стальные кнопки).

Оборудование: 2 конические колбы.

Ход опыта: В колбы наливают раствор соли. В одну колбу кладут цинк, в другую стальные кнопки. Спустя некоторое время растворы изменяют цвет.

Вывод: Активные металлы – цинк и железо – заместили медь в сульфате и образовали соли. Медь выделилась в виде бурой массы [3].

Демонстрации: образцы металлов, модели кристаллических решёток, 1 моль вещества, оксиды и др.

Демонстрации в 9-х классах.

Опыт 1: «Взаимодействие щелочных металлов с водой».

Реактивы: Металлический натрий (калий), вода, фенолфталеин.

Оборудование: Кристаллизатор, нож, фильтровальная бумага.

Ход опыта: В воду капают несколько капель фенолфталеина. Отпускают в воду небольшой кусок натрия, предварительно очистив его от оксидной плёнки. Фенолфталеин приобретает малиновую окраску.

Вывод: Щелочные металлы при взаимодействии с водой образуют щёлочи.

Опыт 2: «Демонстрация оксидной плёнки алюминия».

Реактивы: Алюминиевая проволока.

Оборудование: Штатив, спиртовка.

Ход опыта: Нагревают алюминиевую проволоку. Проволока размягчается, металл превращается в жидкость. Продолжают нагревать проволоку ещё несколько минут. Расплавленный алюминий не теряет форму проволоки, из-за присутствия на её поверхности оксидной плёнки.

Вывод: Оксид алюминия – тугоплавкое вещество.

Опыт 3: «Получение хлороводорода и его растворение в воде».

Реактивы: Хлорид натрия, серная кислота (конц.), индикаторная бумага, вода.

Оборудование: Штатив, пробирки, газоотводная трубка.

Ход опыта: Проводят реакцию взаимодействия хлорида натрия с водой. Поток выделяющегося газа направляют в пробирку с водой. Среду раствора определяют с помощью индикаторной бумажки.

Вывод: Хлороводород – газ, который легко растворяется в воде. В пробирке образуется соляная кислота.

Опыт 4: «Получение аммиака».

Реактивы: Хлорид аммония, гидроксид кальция, индикаторная бумага.

Оборудование: Пробирки, штатив, спиртовка, газоотводная трубка.

Ход опыта: В пробирку помещают перетёртую смесь хлорида аммония и гидроксида кальция, нагревают. Выделяющийся газ собирают в пробирку, закреплённую в штативе дном к верху (аммиак легче воздуха). Влажная лакмусовая бумажка синеет в присутствии аммиака.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Общая структура системы образования РФ
Образование (в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании») – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Обр ...

Дополнительные формы организации педагогического процесса
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствован ...

Роль здоровьесберегающего сопровождения в организации воспитательно-образовательного процесса
Трудности адаптации и обучения в школе могут иметь одинаковые внешние проявления, отражающиеся в поведении учащихся, их успеваемости, отношениях в коллективе и т. п., но причины возникновения трудностей, их физиологические и психологические механизмы, этиология могут быть совершенно разными. Поэтом ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru