Основные принципы обучения математике

Страница 1

Принцип (от лат. слова principium - основа, первоначало) - руководящая идея, основное правило деятельности, поведения в определенной ситуации.

Принципы обучения являются центральным понятием, основанием системы обучения. Они представляют из себя систему основных дидактических требований, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность процесса обучения.

С точки зрения развивающего обучения в начальной школе важны следующие принципы обучения математике:

1)современность научно-идейного содержания;

2)интересное преподавание;

3) активизация учения;

4)сознательность обучения;

5) интеллектуально-развивающее обучение;

6) обучение на оптимально высокой степени трудности;

7) прочность усвоения математических знаний, умений и навыков;

8) индивидуализация обучения;

9) интенсивное развитие математических способностей;

10) воспитывающий характер обучения математике.

Все эти принципы обучения взаимосвязаны. Ни один принцип не может существовать изолированно от других. Например, невозможно развитие математических способностей без сознательности обучения, или же без прочно усвоенных знаний [2].

Известные из курса педагогики другие, но не указанные выше дидактические принципы в той или иной форме отражаются в содержании перечисленных принципов. Например, нельзя говорить об интересном преподавании, не учитывая принцип наглядности в обучении.

Современность научно-идейного содержания в начальных классах предполагает:

1)формирование у учащихся первоначальных представлений о методах научного познания (сравнение, анализ и синтез, обобщение и т.д.);

2)формирование первоначальных навыков логического мышления;

3) корректная формулировка определений математических понятий, математических рассуждений и их доказательность;

4) "подтягивание" ученика к уровню изложенного в учебнике изучаемого материала, т.е. не приспосабливать учебник к уровню развития ученика (в противном случае развития не будет) [2].

В процессе обучения необходимость соблюдения первых трех положений у учителей споров не вызывает. А вот соблюдение четвертого положения часто вызывает возражение со стороны учителей, которые фактически несостоятельны. В последнее время под предлогом "устранения перегрузки" часто содержание учебников, пособий, объяснение изучаемых вопросов настолько упрощают применительно к средним и слабым учащимся, что в результате математическая теория, излагаемая в них, постепенно исчезает. В итоге это приводит к потере сильных учащихся, талантливых детей. Общеизвестно, что человек развивается только тогда, когда он работает на пределе своих способностей. Только в этом случае расширяются границы его способностей и он продвигается вперед.

Принцип современности научно-идейного содержания удается реализовать только в содружестве математики с психологией, педагогикой и логикой. Интересное преподавание в начальном обучении математике может быть достигнуто:

1) использованием занимательного материала;

2) использованием заданий повышенной трудности;

3) решением на уроках логических упражнений;

4) применением различных дидактических игр;

5) использованием различных сведений из истории математики;

6) усилением внеклассной работы по математике, что, несомненно, отразится и на уроках;

7) рациональной организацией умственной работы;

8) формированием рациональных приемов учебной работы;

9) целенаправленной и систематической работой по развитию математических способностей;

10) эмоциональным ведением урока и многими другими приемами. [2]

Учитель должен помнить главное: для ученика, и вообще для человека, интересно, прежде всего, то, что он сделал сам и радость победы после выполнения этой работы. Если же он все время будет "сидеть на готовом", без преодоления "препятствий", без достаточной умственной нагрузки, то такое обучение для него становится неинтересным.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Анализ эффективности предложенной системы занятий по развитию произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Целью данного этапа эксперимента являлось: Выявление эффективности использования дидактической игры в процессе развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Формирование на основе полученных данных системы дидактических игр по математике, направленных на развитие ...

Возрастные особенности младшего школьного возраста
Я.А. Коменский утверждал и настаивал на том, что в учебно-воспитательной работе должен быть строгий учет возрастных особенностей детей. Он был первым, кто выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому воспитание и обучение должны соответствовать возрастным этапам развития. Он ...

Организация экспериментальной работы
Согласно цели нашего исследования и поставленным задачам в настоящей главе необходимо экспериментально проверить педагогические условия моделирования духовно-творческой среды воспитания личности дошкольников. Чтобы исследовать, насколько у детей-дошкольников сформирована готовность к формированию д ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru