Сущность культуры межнационального общения как качества личности

Педагогические практики » Процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников » Сущность культуры межнационального общения как качества личности

Страница 3

3) регулирования процесса взаимодействия (нормы и способы общения) людей разных национальностей;

4) рост общей культуры представителей наций и народностей;

5) социализация личности;

6) воздействие личности на культурную среду нации, социума [23].

Этими функциями культуры межнационального общения как качества личности, мы будем руководствоваться в определении ее структуры.

В.И. Матис отмечает, что культура межнационального общения складывается из множества компонентов, но наиболее важными являются знания. Знаниевый компонент складывается из следующих элементов:

-знание истории культуры своего этноса, ее традиций;

- знания национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения;

- знания роли своей национальной культуры и роли культуры этноса -партнера в мировой культуре;

-знания особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии [34].

И.О. Попова, исследуя этнопедагогическую культуру будущих педагогов, выделила в ней три блока:

• перцептивный (отношение к этнокультуре; эмоциональная отзывчивость на проявление культуры; этническое освоение культуры;

• когнитивный компонент, характеризующий уровень изменений в мотивации и направленности познавательной активности;

• практический компонент, характеризующий уровень готовности и стремления к практической культурологической и культуросозидательной деятельности [44].

В.П. Комаров предлагает рассматривать три структурных компонента культуры межнационального общения:

• познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) — знания по проблемам теории и практики межнациональных отношений;

• эмоциональный (эмоционально-психологический) - эмоционально-психологические характеристики;

• поведенческий (волевой, деятельностный) - сознательность, активность, деятельность субъекта межнационального общения [22].

Мы выделяем следующие основные компоненты личностного образования:

1. Когнитивный компонент: работает на реализацию функций развития в личности мировоззренческой культуры; познания людьми друг друга и усиления взаимопонимания между ними; регулирования процесса взаимодействия людей разных национальностей; возрастания общей культуры представителей наций и народности; социализации личности.

2. Перцептивный компонент: работает на реализацию функций: познания людьми друг друга и усиления взаимопонимания между ними; регулирования процесса взаимодействия людей разных национальностей; социализации личности.

3. Практический компонент: работает на реализацию функций - познание людьми друг друга и усиления взаимопонимания между ними; регулирования процесса взаимодействия людей разных национальностей; социализации личности; воздействия личности на культурную среду нации, социума.

Н.А. Асипова определяет культуру межнационального общения как полифункциональное явление и включает в нее знание норм, принципов и требований общей гуманистической этики, способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке, самокритичности [2].

По определению Л.З. Немировской культура межнационального общения включает в себя планетарное мышление (комплексное знание), уважение к инонациональной культуре, способность понимать и оценивать ее интеллектуальное и художественное достояние, воспринимать и усваивать это богатство, плюрализм, то есть умение превзойти групповой интерес, этику общения, умение говорить с людьми на их родном языке, терпимость к инакомыслию [40].

В этой связи мы дополним перцептивный компонент культуры межнационального общения следующими элементами: уважение к инонациональной культуре, терпимость к инакомыслию.

Гасанов З.Т. считает, что в культуру межнационального общения входит нравственная и эстетическая грамотность, помогающая личности понимать психологическое состояние людей, вовлеченных в этноконфликтную ситуацию, и определять пути рационального решения возникшей проблемы [10].

Когнитивный компонент будет наиболее полным, если в его содержание включить следующие из предлагаемых Гасановым З.Т. элементы: знания о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения, а в практический - умение преодолевать межнациональные конфликтные ситуации.

Перцептивный компонент культуры межнационального общения как качества личности следует дополнить предлагаемым Авксентьевыми элементом «этнической индифферентности».

В этнопсихологическом словаре [165] приводятся следующие элементы, рассматриваемого нами качества:

1) знание и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей разных этнических общностей;

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Формы, методы и приемы работы с аутентичными текстами лингвострановедческого характера на уроках английского языка в 8-9 классах средней школы
лингвострановедческий аутентичный общение обучение Рассматривая методику работы с аутентичными текстами, нельзя не отметить ее тесную связь с коммуникативным методом обучения иноязычному обучению. Два этих понятия вошли в дидактику преподавания иностранного языка одновременно, т.е. главным направле ...

Формы, методы и средства социально-педагогический работы с трудными подростками Дома культуры
В сельской местности наблюдается проблема, где досуг трудного подростка вне школы ограничивается дискотеками и редкими праздниками. На фоне резкого снижения воспитательного воздействия семьи и ее роли в социализации трудных подростков снижение возможностей для их воспитания по месту жительства прив ...

Сущность профессионального самоопределения
До 90-х гг. в отечественной педагогической теории профессиональное самоопределение рассматривалось в основном как идея профессиональной ориентации. Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопредел ...

Главное на сайте

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru