Сущность культуры межнационального общения как качества личности

Педагогические практики » Процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников » Сущность культуры межнационального общения как качества личности

Страница 3

3) регулирования процесса взаимодействия (нормы и способы общения) людей разных национальностей;

4) рост общей культуры представителей наций и народностей;

5) социализация личности;

6) воздействие личности на культурную среду нации, социума [23].

Этими функциями культуры межнационального общения как качества личности, мы будем руководствоваться в определении ее структуры.

В.И. Матис отмечает, что культура межнационального общения складывается из множества компонентов, но наиболее важными являются знания. Знаниевый компонент складывается из следующих элементов:

-знание истории культуры своего этноса, ее традиций;

- знания национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения;

- знания роли своей национальной культуры и роли культуры этноса -партнера в мировой культуре;

-знания особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии [34].

И.О. Попова, исследуя этнопедагогическую культуру будущих педагогов, выделила в ней три блока:

• перцептивный (отношение к этнокультуре; эмоциональная отзывчивость на проявление культуры; этническое освоение культуры;

• когнитивный компонент, характеризующий уровень изменений в мотивации и направленности познавательной активности;

• практический компонент, характеризующий уровень готовности и стремления к практической культурологической и культуросозидательной деятельности [44].

В.П. Комаров предлагает рассматривать три структурных компонента культуры межнационального общения:

• познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) — знания по проблемам теории и практики межнациональных отношений;

• эмоциональный (эмоционально-психологический) - эмоционально-психологические характеристики;

• поведенческий (волевой, деятельностный) - сознательность, активность, деятельность субъекта межнационального общения [22].

Мы выделяем следующие основные компоненты личностного образования:

1. Когнитивный компонент: работает на реализацию функций развития в личности мировоззренческой культуры; познания людьми друг друга и усиления взаимопонимания между ними; регулирования процесса взаимодействия людей разных национальностей; возрастания общей культуры представителей наций и народности; социализации личности.

2. Перцептивный компонент: работает на реализацию функций: познания людьми друг друга и усиления взаимопонимания между ними; регулирования процесса взаимодействия людей разных национальностей; социализации личности.

3. Практический компонент: работает на реализацию функций - познание людьми друг друга и усиления взаимопонимания между ними; регулирования процесса взаимодействия людей разных национальностей; социализации личности; воздействия личности на культурную среду нации, социума.

Н.А. Асипова определяет культуру межнационального общения как полифункциональное явление и включает в нее знание норм, принципов и требований общей гуманистической этики, способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке, самокритичности [2].

По определению Л.З. Немировской культура межнационального общения включает в себя планетарное мышление (комплексное знание), уважение к инонациональной культуре, способность понимать и оценивать ее интеллектуальное и художественное достояние, воспринимать и усваивать это богатство, плюрализм, то есть умение превзойти групповой интерес, этику общения, умение говорить с людьми на их родном языке, терпимость к инакомыслию [40].

В этой связи мы дополним перцептивный компонент культуры межнационального общения следующими элементами: уважение к инонациональной культуре, терпимость к инакомыслию.

Гасанов З.Т. считает, что в культуру межнационального общения входит нравственная и эстетическая грамотность, помогающая личности понимать психологическое состояние людей, вовлеченных в этноконфликтную ситуацию, и определять пути рационального решения возникшей проблемы [10].

Когнитивный компонент будет наиболее полным, если в его содержание включить следующие из предлагаемых Гасановым З.Т. элементы: знания о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения, а в практический - умение преодолевать межнациональные конфликтные ситуации.

Перцептивный компонент культуры межнационального общения как качества личности следует дополнить предлагаемым Авксентьевыми элементом «этнической индифферентности».

В этнопсихологическом словаре [165] приводятся следующие элементы, рассматриваемого нами качества:

1) знание и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей разных этнических общностей;

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Значение темы "Моделирование и формализация" в курсе информатики в школе
Современный этап развития образования, в частности общего среднего образования, характеризуется повышенным вниманием к понятию модели и методологии моделирования применительно к различным областям знания. Примером этому может служить включение понятия «модель» в содержание образовательных областей ...

Нестандартные уроки
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уро ...

Пословица как средство народной педагогики
Толковый словарь В. Даля дает такое определение пословицы: "Пословица - краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи. Пословица не на ветер молвится" [3. с.335]. В ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru