Сущность культуры межнационального общения как качества личности

Педагогические практики » Процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников » Сущность культуры межнационального общения как качества личности

Страница 3

3) регулирования процесса взаимодействия (нормы и способы общения) людей разных национальностей;

4) рост общей культуры представителей наций и народностей;

5) социализация личности;

6) воздействие личности на культурную среду нации, социума [23].

Этими функциями культуры межнационального общения как качества личности, мы будем руководствоваться в определении ее структуры.

В.И. Матис отмечает, что культура межнационального общения складывается из множества компонентов, но наиболее важными являются знания. Знаниевый компонент складывается из следующих элементов:

-знание истории культуры своего этноса, ее традиций;

- знания национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения;

- знания роли своей национальной культуры и роли культуры этноса -партнера в мировой культуре;

-знания особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии [34].

И.О. Попова, исследуя этнопедагогическую культуру будущих педагогов, выделила в ней три блока:

• перцептивный (отношение к этнокультуре; эмоциональная отзывчивость на проявление культуры; этническое освоение культуры;

• когнитивный компонент, характеризующий уровень изменений в мотивации и направленности познавательной активности;

• практический компонент, характеризующий уровень готовности и стремления к практической культурологической и культуросозидательной деятельности [44].

В.П. Комаров предлагает рассматривать три структурных компонента культуры межнационального общения:

• познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) — знания по проблемам теории и практики межнациональных отношений;

• эмоциональный (эмоционально-психологический) - эмоционально-психологические характеристики;

• поведенческий (волевой, деятельностный) - сознательность, активность, деятельность субъекта межнационального общения [22].

Мы выделяем следующие основные компоненты личностного образования:

1. Когнитивный компонент: работает на реализацию функций развития в личности мировоззренческой культуры; познания людьми друг друга и усиления взаимопонимания между ними; регулирования процесса взаимодействия людей разных национальностей; возрастания общей культуры представителей наций и народности; социализации личности.

2. Перцептивный компонент: работает на реализацию функций: познания людьми друг друга и усиления взаимопонимания между ними; регулирования процесса взаимодействия людей разных национальностей; социализации личности.

3. Практический компонент: работает на реализацию функций - познание людьми друг друга и усиления взаимопонимания между ними; регулирования процесса взаимодействия людей разных национальностей; социализации личности; воздействия личности на культурную среду нации, социума.

Н.А. Асипова определяет культуру межнационального общения как полифункциональное явление и включает в нее знание норм, принципов и требований общей гуманистической этики, способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке, самокритичности [2].

По определению Л.З. Немировской культура межнационального общения включает в себя планетарное мышление (комплексное знание), уважение к инонациональной культуре, способность понимать и оценивать ее интеллектуальное и художественное достояние, воспринимать и усваивать это богатство, плюрализм, то есть умение превзойти групповой интерес, этику общения, умение говорить с людьми на их родном языке, терпимость к инакомыслию [40].

В этой связи мы дополним перцептивный компонент культуры межнационального общения следующими элементами: уважение к инонациональной культуре, терпимость к инакомыслию.

Гасанов З.Т. считает, что в культуру межнационального общения входит нравственная и эстетическая грамотность, помогающая личности понимать психологическое состояние людей, вовлеченных в этноконфликтную ситуацию, и определять пути рационального решения возникшей проблемы [10].

Когнитивный компонент будет наиболее полным, если в его содержание включить следующие из предлагаемых Гасановым З.Т. элементы: знания о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения, а в практический - умение преодолевать межнациональные конфликтные ситуации.

Перцептивный компонент культуры межнационального общения как качества личности следует дополнить предлагаемым Авксентьевыми элементом «этнической индифферентности».

В этнопсихологическом словаре [165] приводятся следующие элементы, рассматриваемого нами качества:

1) знание и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей разных этнических общностей;

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Цели обучения истории
Развиваясь, любое общество всегда ставило и ставит перед школой определенные социально-обусловленные цели, поскольку их реализация необходима для его функционирования. Обучение истории, как и любому другому предмету, предполагает, прежде всего, развитие внимания учеников. Без устойчивого внимания н ...

Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, кото ...

Эффективность использования дистанционной формы обучения для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Чтобы проанализировать эффективность разработанного тематического материала были выбраны две группы детей, с примерно равным уровнем начальной подготовки. При обучении первой группы, использовался материалы из учебника Н.Д. Угриновича Информатика 9-11 класс и практические работы из того же учебника ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru