Сущность культуры межнационального общения как качества личности

Педагогические практики » Процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников » Сущность культуры межнационального общения как качества личности

Страница 4

2) соблюдение сложившихся традиционных интернациональных форм межнационального общения;

3) социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей;

4) стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия;

5) способность противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и вражде, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму [62].

Четвертый элемент - «стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия», можно включить в содержание практического компонента с другой формулировкой «совместная, успешная деятельность».

Синтезируя все вышеизложенное, сведем содержание выделенных компонентов культуры межнационального общения в табл. № 1.

Таблица № 1

Содержание культуры межнационального общения как качества личности

Компоненты

Элементы

Когнитивный

Знание: 1) истории и культуры своего этноса; 2) национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения; 3) основных частей и характеристик культуры межнационального общения и теоретических основ межнационального общения; 4) норм и правил поведения при взаимодействии людей разных национальностей; 5) норм, принципов и требований общей гуманистической этики; 6) знание о национальных и межнациональных отношениях в стране и регионе; 7) знания о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.

Перцептивный

1) Этническая индифферентность; 2) уважение ко всем народам; 3) способность к сопереживанию каких-либо событий с любыми людьми независимо от их национальной принадлежности; 4) способность к рефлексии; 5) способность к идентификации по национальному признаку; 6) способность противостоять национальной ограниченности и национальному недоверию; 7) оценочные суждения о проблемах, происходящих в мире, стане, регионе и о поступках отдельных людей, связанных с национальной сферой; 8) позитивные убеждения в вопросе межнациональных отношений; 9) терпимость к инакомыслию.

Практический

1) Готовность и умение контактировать с представителями других национальностей, с учетом национальной специфики участников контакта; 2)совместная, успешная деятельность; 3)тактичность; 4)умение преодолевать межнациональные конфликтные ситуации; 5) дружелюбие и возможность поддерживать дружеские отношения с людьми других национальностей; 6)взаимовыручка между людьми разных национальностей; стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны.

В философской литературе понятия «признак» и «критерий» определяются как синонимы: критерий есть признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо [58].

В педагогическом словаре критерий (от греч. - средство для суждения) определяется как показатель, признак на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки и признак - как свойство, по которому познают или узнают предмет; определения, которые отличают одно понятие от другого. [6].

В поисках критериев культуры межнационального общения как качества личности обращаемся к научной литературе, посвященной этой проблеме.

Л.Н. Коган характерными признаками культуры межнационального общения называет уважение к языку, демократическим традициям, обычаям, культуре каждого народа, умение оценивать людей по их делам, личным качествам независимо от национальной принадлежности [20].

К.И. Султанбаева выделила четыре критерия культуры межнационального общения:

• отношение к представителям иного этноса;

• отношение к иному языку, к инонациональной культуре;

• отношение к себе, к родному языку, к своему народу;

• отношение к культуре своего народа, его истории [52].

В.П. Комаров оценивает наличие рассматриваемого качества у подрастающего поколения по трем критериям: проявление интереса к углубленному познанию молодежью друг друга, как представителей культур разных народов, приводит к усилению взаимопонимания между ними [23].

Для окончательного утверждения признаков культуры межнационального общения как качества личности обратимся к Р.И. Кусарбаеву, который на базе, разработанных учеными исследовательских программ (З.Т. Гасанов, Л.Н. Коган, И.И. Серова, и др.) пришел к выводу, что существуют внешние признаки:

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Методика констатирующего эксперимента
Данная методика адаптирована к задачам исследования и включает такие разделы, как исследование объема пассивного и активного словаря, исследование словаря антонимов и синонимов и обобщений. Исследование объема и качества пассивного и активного словаря. 1. Исследование пассивного словаря. Цель: Иссл ...

Апробация занятий из разработанного цикла. Описание опыта
Разработанные мною занятия графическими материалами рассчитаны на внедрение в детскую художественную школу. Но на производственной практике я попала в другие условия, в школу № 700, в которой и проводила апробацию занятий. Для проведения занятий с младшими школьниками было необходимо перестроить за ...

Формы организации учебной деятельности при обучении информатики
Одним из важнейших видов человеческой деятельности является учебная деятельность. Вся учебная деятельность может быть организована самыми разными видами, методами и формами. При обучении информатики так же можно использовать все многообразие способов. В рассматриваемой теме мы хотим уделить особое ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru