2) соблюдение сложившихся традиционных интернациональных форм межнационального общения;
3) социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей;
4) стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия;
5) способность противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и вражде, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму [62].
Четвертый элемент - «стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия», можно включить в содержание практического компонента с другой формулировкой «совместная, успешная деятельность».
Синтезируя все вышеизложенное, сведем содержание выделенных компонентов культуры межнационального общения в табл. № 1.
Таблица № 1
Содержание культуры межнационального общения как качества личности
Компоненты |
Элементы |
Когнитивный |
Знание: 1) истории и культуры своего этноса; 2) национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения; 3) основных частей и характеристик культуры межнационального общения и теоретических основ межнационального общения; 4) норм и правил поведения при взаимодействии людей разных национальностей; 5) норм, принципов и требований общей гуманистической этики; 6) знание о национальных и межнациональных отношениях в стране и регионе; 7) знания о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения. |
Перцептивный |
1) Этническая индифферентность; 2) уважение ко всем народам; 3) способность к сопереживанию каких-либо событий с любыми людьми независимо от их национальной принадлежности; 4) способность к рефлексии; 5) способность к идентификации по национальному признаку; 6) способность противостоять национальной ограниченности и национальному недоверию; 7) оценочные суждения о проблемах, происходящих в мире, стане, регионе и о поступках отдельных людей, связанных с национальной сферой; 8) позитивные убеждения в вопросе межнациональных отношений; 9) терпимость к инакомыслию. |
Практический |
1) Готовность и умение контактировать с представителями других национальностей, с учетом национальной специфики участников контакта; 2)совместная, успешная деятельность; 3)тактичность; 4)умение преодолевать межнациональные конфликтные ситуации; 5) дружелюбие и возможность поддерживать дружеские отношения с людьми других национальностей; 6)взаимовыручка между людьми разных национальностей; стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны. |
В философской литературе понятия «признак» и «критерий» определяются как синонимы: критерий есть признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо [58].
В педагогическом словаре критерий (от греч. - средство для суждения) определяется как показатель, признак на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки и признак - как свойство, по которому познают или узнают предмет; определения, которые отличают одно понятие от другого. [6].
В поисках критериев культуры межнационального общения как качества личности обращаемся к научной литературе, посвященной этой проблеме.
Л.Н. Коган характерными признаками культуры межнационального общения называет уважение к языку, демократическим традициям, обычаям, культуре каждого народа, умение оценивать людей по их делам, личным качествам независимо от национальной принадлежности [20].
К.И. Султанбаева выделила четыре критерия культуры межнационального общения:
• отношение к представителям иного этноса;
• отношение к иному языку, к инонациональной культуре;
• отношение к себе, к родному языку, к своему народу;
• отношение к культуре своего народа, его истории [52].
В.П. Комаров оценивает наличие рассматриваемого качества у подрастающего поколения по трем критериям: проявление интереса к углубленному познанию молодежью друг друга, как представителей культур разных народов, приводит к усилению взаимопонимания между ними [23].
Для окончательного утверждения признаков культуры межнационального общения как качества личности обратимся к Р.И. Кусарбаеву, который на базе, разработанных учеными исследовательских программ (З.Т. Гасанов, Л.Н. Коган, И.И. Серова, и др.) пришел к выводу, что существуют внешние признаки:
Новости образования:
Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных
навыков у младших школьников
Моменты формирования коммуникативных навыков можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками. Первая форма – эмоционально – практическое общение со свер ...
Техника безопасности при проведении химических демонстраций
Для успешного осуществления химического эксперимента необходимо знать и соблюдать правила техники безопасности. Согласно «Правилам техники безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ» при проведении демонстрационных опытов необходимо выполнять требования: 1. Обучающимся, которым по со ...
Проблемы музыкально-художественного воспитания детей
Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений - вот важная задача, которую стремятся осу ...